Наверное, нет такого человека, который бы не слышал про первого президента суверенной России - всеми любимого и обожаемого (хаха, нет) Бориса Николаевича Ельцина.
Однако же очень мало людей знает о первом премьер-министре (на самом деле, тогда эта должность называлась "председатель Совета Министров") России (в те времена ещё даже не РФ, а РСФСР) - Иване Степановиче Силаеве.
О Силаеве написано и рассказано немного. Он никогда не был медийной персоной, в отличие от того же Ельцина, например, а посему же практически не отпечатался в народной памяти.
Заинтересоваться же этой личностью меня сподвигнул, можно сказать, личный фактор - отец автора сей заметки в свое время общался и работал с Силаевым (за подробностями подходите в комменты, если вам интересно) и смог, во-первых, помочь с материалом для этой заметки, а во-вторых, помог структурировать этот самый материал.
Итак, Иван Степанович Силаев. Выходец из промышленности, эталонный "красный директор" и советский патриот и технократ.
Его путь начинается с авиационного завода имени С. Орджоникидзе, где он прошел путь от мастера до директора. После - он был направлен в Министерство Авиапромышленности СССР, где занял должность замминистра, на которой он проявил себя довольно неплохо - в частности, именно под его руководством были разработаны, испытаны и запущены в производство такие машины, как Су-27, Ка-26, МиГ-29, Ан-124 и другие. Руководил Иван Степанович и разработкой советского космического корабля под названием "Буран". Можно сказать, что именно в Минавиапроме и раскрылся его талант управленца.
По долгу службы Силаев часто ездил в Свердловск, где познакомился и впоследствии неоднократно общался с председателем Свердловского Обкома КПСС - Борисом Николаевичем Ельциным.
Сие знакомство имело далеко идущие политические последствия - с возвышением Ельцина, возвысился и Силаев: 15 июня 1990 года, всего через три дня после принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР, Силаев был выдвинут Верховным Советом РСФСР на должность Председателя Совмина (или же на наши деньги - премьер-министра).
На должности этой он пробыл до сентября 1991 года, возглавляя два правительства РСФСР. Первое, кстати, примечательно тем, что одним из заместителей председателя в нем был некто Григорий Явлинский - да, в те годы он ещё был настоящим политиком. И, пожалуй, продолжал оставаться им до тех пор, пока не начал получать в конвертах отрезанные пальцы собственного сына. Впрочем, это уже совсем другая история...
В августе 1990 года произошло ещё одно довольно важное, на мой взгляд, событие - преобразование министерства газовой промышленности СССР в ГГК "Газпром", который возглавил Виктор Черномырдин, в будущем - премьер уже Российской Федерации.
Почему это событие важно? Черномырдин, тем самым, возможно, даже интуитивно, указал правительству на ещё один вариант экономических реформ - преобразование отраслевых министерств СССР в государственные корпорации и концерны.
Подобные процессы, кстати говоря, и были запущены при Силаеве и продолжались даже с его уходом... По крайней мере, до известных событий октября 1993 года.
Силаев имел цель - спасти промышленность РСФСР, переформатировав ее под новые условия. В августе 1991 года, после путча ГКЧП (поставившего крест на возможности сохранения союзного государства - мнение автора), Силаев возглавляет Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР - это такой аналог кабинета министров, если что. По крайней мере, именно этот орган временно исполнял функции кабмина.
Увы, к концу 1991 года усилились разногласия с Ельциным, из-за чего Иван Степанович был вынужден уйти - Силаев был сторонником сохранения союзного государства, да и его экономические воззрения расходились со взглядами Ельцина по целому ряду вопросов.
Как позже напишет Борис Николаевич в своих мемуарах: "при всем уважении к Ивану Степановичу Силаеву я понимал, что такой человек дальше находиться на этом посту не может".
Имел ли возможность Иван Степанович оттеснить Ельцина и перехватить рычаги власти? Скорее всего, нет - как я уже сказал выше, Силаев не был ни медийной персоной, в отличие от народного любимца Ельцина (да, тогда Ельцина любили - причем, искренне и честно - это факт), и не имел достаточного административного ресурса. Да и он бы на подобное не пошел - Силаев был технократом и человеком дела, далеким от политических интриг.
После Силаева отправляют послом при Европейских Сообществах в Брюссель, что фактически является концом его карьеры в большой политике. Как констатирует в 1995 году (в 1995! Что уж говорить про наш далёкий 2020...) газета Коммерсантъ: "о Силаеве стали забывать".
Однако же, в 1994 году Силаев возвращается в Россию с той же целью - поднимать российскую промышленность. Опираясь на Инкомбанк (для справки: один из крупнейших банков России того времени, а его владельца - Владимира Виноградова - тогда называли одним из влиятельнейших людей РФ), Силаев создаёт Союз Машиностроителей. Целый ряд отраслей промышленности остро нуждался в инвестициях, которые и мог предоставить банк, а государство пыталось привлечь инвестиции в промышленность. Силаев же стал посредником между банками и государством. В середине 1990-х он даже лоббировал идею создания министерства машиностроения РФ, но не слишком в этом преуспел.
Попытки поставить на ноги отечественную промышленность продолжались примерно до конца десятилетия и окончательно заглохли к началу нулевых (а вместе с этим ускоренными темпами начала глохнуть и промышленность)
Неизвестно, к чему бы привели реформы "по образцу Газпрома", останься бы Силаев в кресле премьера. Также сложно сказать, насколько была эффективна его идея с Союзом Машиностроителей. Но на данный момент можно сказать, что промышленности в РФ уже практически нет, а ведь именно процессу ее разрушения и пытался помешать Силаев.
Читатель, конечно же, может возразить этому тезису, в связи с чем считаю нужным сделать небольшое лирическое отступление о том, что такое промышленность.
Так вот, промышленность - это не про наклепать заводиков, крупных и не очень, по принципу "заводы ради заводов" - ибо при таком подходе через несколько лет в живых из них останется, дай Бог, половина.
Промышленность - это производственные цепочки и интеграция, промышленность - это система, взаимодействие предприятий между собой, что жизненно важно для их нормального функционирования. А это взаимодействие ОЧЕНЬ НЕ ПРОСТО наладить и отладить (чем и занимался Силаев), особенно в условиях демонтажа целой экономической системы и развала старых производственных цепочек, на которые и затачивалась вся экономика старого союза. Промышленность - это сложнейшая и многоуровневая система взаимоотношений и взаимодействия предприятий, внутри которой должно соблюдаться некое равновесие. И разумеется - данная система требует постоянного развития, иначе ее попросту ждет крах.
Сам же Иван Степанович к середине 2000-х забросил попытки реанимации промышленности, но успел поддержать (ибо Силаева в Кремле уважали, как специалиста) разработку четвертой части Гражданского Кодекса РФ (регулирование прав интеллектуальной собственности) и вступить в Единую Россию - как раз таки именно с целью политически поддержать эту реформу. Да и, справедливости ради, ЕдРо на тот момент все еще имела некий кредит общественного доверия...
Говорят, жизнь нужно прожить так, чтобы о тебе писали статьи в Википедии. И Иван Степанович Силаев смог вписать себя в историю.
Забытый первый премьер суверенной России забыт народом России, но не забыт историей.
Автор - Кузнецов Назаров
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2