Немало выпускников школ планируют получать образование бортпроводника. Это связано с многолетней романтизацией профессии. Разве есть что-то прекраснее, чем работа в небе? Однако в действительности работа стюардессы - это большой труд с немалыми физическими, умственными и моральными нагрузками.
Несмотря на все сложности, данная профессия всё ещё пользуется спросом. Рассмотрим подробнее, какова зарплата бортпроводника в различных компаниях и с какими плюсами и минусами придётся столкнуться сотруднику авиалиний.
Зарплата на международных рейсах
Естественно, зарплаты отечественных стюардесс и стюардов не могут конкурировать с зарубежными. Самые высокие зарплаты у стюардесс в США, Австралии и Англии.
Если верить статистике, самые высокие зарплаты у сотрудников компаний «Southwest Airlines» и «US Airways».
Зарплаты в авиакомпаниях этих стран варьируются от 3 500 до 4 000 $. При этом такие цифры не являются максимумом для сотрудника. Заработок некоторых специалистов может быть выше 10 000 $. Во многом такие большие суммы оклада определяются несколькими факторами:
- работа на частных рейсах;
- работа в элитной авиакомпании.
Конечно, вместе с большей зарплатой от стюардессы требуется больше навыков и мастерства. Новички пусть и не мечтают о таких зарплатах ближайшие несколько лет, много получают только профессионалы с безупречными рекомендациями.
Что касается России, стюардессы, работающие на международных рейсах, получают куда больше, чем те, кто летает только внутри страны. Но и требования к бортпроводникам зарубежных авиалиний всегда выше. Они включают в себя не только безупречные профессиональные навыки и хорошее знание английского языка, но и наличие определённых внешних параметров. Стюардесса должна обладать привлекательной внешностью, не иметь видимых недостатков и носить одежду не больше 46 размера.
От чего зависит оклад стюардессы
Перед тем, как затрагивать тему конкретных сумм, проясним те параметры, из которых обычно складывается зарплата бортового сотрудника:
- рейтинга авиалинии;
- внутренних или международных перелетов;
- количества рейсов;
- опыта работы в профессии;
- образования (лингвистическое, педагогическое или психологическое будет преимуществом);
- знания иностранных языков на разговорном уровне;
- класса обслуживания (бизнес, эконом).
Элитные авиакомпании не берут новичков без опыта работы даже с безупречным образованием на престижные рейсы. Пассажиров бизнес-класса обслуживают специалисты только высшего уровня.
На зарплату влияет и регион проживания. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты даже в пределах одной авиакомпании выше, чем в регионах.
Сколько получают стюардессы и стюарды в России
Новичкам присуждается уровень 3 класса и статус стажёра с оплатой труда около 20 тысяч рублей.
Когда начинающий бортпроводник "налетает" нужное количество часов и приобретёт необходимые навыки, ему повысят зарплату примерно до 50 тысяч.
Профессионал 1 класса может зарабатывать около 100 тысяч рублей. И это не считая премий и различных бонусов.
Каждый, кто летал на самолёте, замечал на борту каталоги с различными товарами: сувенирами, продуктами питания, аксессуарами и т.д. За продажу данных позиций бортпроводники получают 3-5% с продаж.
У стюардесс также имеются различные льготы:
- увеличенный отпуск (до 42 дней);
- скидки до 90% на перелеты в самолетах авиакомпании, где сотрудник работает, в качестве пассажира;
- бесплатный перелет в любую страну мира раз в год;
- надбавка к зарплате за оказание дополнительных услуг;
- скидки на проживание в отеле в странах, куда прилетают самолеты по служебным рейсам и пр.
Разумеется, различные бонусы зависят только от того, как сотрудник исполняет свои обязанности. Чем больше часов, проведенных в полете, тем на большее количество надбавок и премий можно рассчитывать.
Зарплата стюардесс в Аэрофлоте
В Аэрофлоте сотрудники получают больше, чем в любой другой российской авиакомпании. Даже новичок здесь получает выше, чем профессиональный бортпроводник в другой менее престижной компании.
Тот, кто устраивается в Аэрофлот, может рассчитывать на зарплату минимум 40 тысяч рублей. Когда квалификация сотрудника повысится, он начнёт получать в районе 100 тысяч рублей в месяц без учёта надбавок.
Зарплата стюардесс в S7
Заработок стюардесс, трудящихся на S7, зависит от стандартных требований к профессии: уровня образования, стажа, класса обслуживания и пр. Однако оклад бортпроводников S7 ниже и в среднем варьируется от 25 до 70 тыс. рублей в зависимости от стажа и профессионализма.
Зарплата стюардесс в Utair
Требования к сотрудникам Utair мало чем отличаются от тех, что предъявляют другие авиакомпании. Однако в Utair могут работать бортпроводники и без вузовского образования. Достаточно закончить 11 классов средней школы или аналогичное этому образование. Профессиональное бучение сотрудников проводится за счет авиакомпании.
Зарплата в Utair ниже, чем в двух предыдущих компаниях. В среднем бортпроводник может рассчитывать на зарплату от 30 000 рублей.
Зарплата стюардесс в Победе
Бортпроводники в Победе зарабатывают в среднем примерно 50 тысяч рублей. Авиакомпания предлагает обучение по профессии с выдачей соответствующих документов.
При устройстве в Победу учтите, что в компанию берут девушек от 165 см, что обусловлено моделью самолетов, на которых и совершаются перелеты.
Плюсы и минусы профессии
Как бы ни были заманчивы зарплаты и перспективы, перед тем как решиться прийти на собеседование в авиакомпанию, стоит учитывать преимущества и недостатки выбранной профессии.
К очевидным плюсам работы бортпроводницей относятся:
- эффектный внешний вид в рабочей форме;
- гибкий рабочий график;
- высокая зарплата;
- длинный отпуск (в некоторых компаниях можно отдыхать до 70 дней);
- возможность бесплатно посетить разные города и страны;
- льготы и премии;
- получение дополнительного заработка на продажах и чаевых.
Что касается недостатков, то самым большим минусом является большая физическая и психологическая нагрузка. Мало того, что специалисту придётся много времени проводить на ногах, так ещё и частая смена часовых поясов и смена давления в самолёте сказываются на организме не самым лучшим образом.
Заболевания, связанные с сосудами и сердцем, считаются «профессиональными» у стюардесс. Выход на пенсию у бортпроводников ранний, в 45 лет. Считать это плюсом или минусом, каждый определяет для себя самостоятельно. Однако при желании найти новую работу после лет, проведенных на борту самолета, бывшие стюардессы сталкиваются с моральными трудностями. После гибкого графика работы и длительных отпусков непросто перестроиться под требования «земных» вакансий.
Минусом для женщин также может стать сложность с вынашиванием ребенка. Постоянные нагрузки делают организм стюардессы не способным к стабильному протеканию беременности. Поэтому, если планируется зачатие малыша, от полетов нужно отказаться намного заранее, чтобы подготовить организм.
Работа бортпрофодницы может стать преградой на пути к личной жизни. Несмотря на гибкий график и продолжительные отпуска, женщина всё равно часто отсутствует дома, не встречает своего любимого с работы. Не каждый мужчина готов с этим мириться.
Также нельзя не отметить психологическую составляющую, которая тоже выматывает, особенно девушек. К стюардессам часто относятся как к прислуге, которая обязана, по мнению некоторых пассажиров, словно официантка приносить-уносить напитки и еду.
Иногда бортпроводницы вынуждены терпеть непристойные взгляды, слова и прикосновения от невоспитанных мужчин, что не может не расстраивать. Такие индивиды почему-то считают, что в стоимость билета включена интимная услуга от сотрудницы авиалиний.
Если уж заговорили о невоспитанных людях, то в самолётах их, к сожалению, много. Некоторым приходится по многу раз повторять, чтобы они пристегнули ремни или задвинули столик, но те ведут себя как неразумные дети.
Хоть профессия бортпроводника опасна и трудна, молодые юноши и девушки не перестают выстраиваться в очереди на обучение. Сами же стюардессы и стюарды не считают свою работу опаснее, чем труд шахтёра, спасателя или полицейского. Главное - выполнять свои обязанности качественно и стремиться к совершенству. Только в таком случае можно получить удовольствие от работы. А кругленькие суммы в зарплатных листках станут приятным бонусом такой непростой, но невероятно интересной профессии.