Автор
Солоненко Ольга
Первичная консультация с клиентом для психолога всегда проходит волнительно, независимо от того, в какой парадигме работает специалист. Начинающим психологам в этом отношении становится еще более тревожно, вследствие отсутствия наработанного опыта, который бы позволил снизить тревогу и беспокойство от первой встречи.
Начальная психологическая консультация – это встреча двух личностей, одна из которых является экспертом, а вторая – клиентом. И их межличностное взаимодействие помогает пролить свет на проблему, в центре которой обычно лежит страдание, с которой он пришел.
В этой статье я попытаюсь структурировать работу специалиста на первичной консультации и описать инструменты, которые помогут психологу провести встречу более эффективно.
Дополнительное профессиональное образование
Психологическое консультирование: интегративный подход
Первое, что хотелось обозначить, — это задачи, которые встают перед специалистом во время первичной сессии.
Основополагающей задачей начала консультирования является создание рапорта с клиентом. Специалист создает безопасное пространство для доверительных отношений. Именно безоценочность и активное слушание позволяет клиенту расслабиться и начать диалог о своей проблеме. Многие клиенты воспринимают психолога как человека, которого ничего уже не удивляет. Такие клиенты пытаются произвести впечатление на специалиста, драматизируя и преувеличивая какие-либо события. Психологу в этом случае важно уметь отличать фантазии и манипуляции, чтобы не быть вовлеченным в игру, которая быстро может затянуть специалиста в роль спасателя или еще хуже — спасителя.
Вследствие этого, вторая задача психолога — это не терять связь с реальностью и прояснять вопросами и деталями информацию, которую дает клиент о том или ином событии.
Связь с объективной реальностью у самого специалиста обеспечивается внутренним «конструктивным критиком» или, скажем, в некой степени сомнением в сказанном клиентом. При этом специалист эмпатизирует клиенту и понимает, какое страдание ему приносит та или иная проблема, с которой он пришел.
К примеру, клиент рассказывает о горе, которое его поглотило. Он апатичен и депрессивен, безразличен к себе и своей жизни. Специалист проясняет вопросами из объективной реальности: были ли потери близкого, насилие, травмы и так далее. Если в анамнезе клиента не было подобных событий, мы начинаем обращаться к психической реальности клиента, в которой это разыгрывается. Собираем информацию о родителях, близких людей, отношениях. И может быть такое, что его мать находилась всю жизнь в депрессии и горе, и он (клиент) как ребенок решил разделить с ней ее депрессию для сохранения связи. Вследствие этого клиент, у которого в жизни не было трагедий, может находиться в горевании и депрессии без особых признаков стресса в объективной реальности. Таким образом, специалист не может клиенту, пришедшему со страданием, но не имеющим причин в реальности, транслировать, что с ним все в порядке, поскольку нет видимых причин.
Следующая задача психолога — оценить его ли это клиент, нет ли каких-либо показаний для обращения к психиатру или другим медицинским специалистам. Психолог должен четко понимать поле своей деятельности и свои возможности. Благодаря этому знанию, он может определить ресурсный статус клиента: способность к рефлексии и изменениям.
Вовлечение клиента в консультирование является очередной задачей специалиста. Клиент вместе с психологом начинает углубленно исследовать свои эмоции и чувства. При этом начинают раскрываться некоторые способы реагирования на те или иные чувства, то есть проясняются защитные механизмы психики. У специалиста выстраивается картина внутренней и внешней коммуникации клиента как с другими, так и с самим собой.
Далее психолог интерпретирует и отражает материал клиента, обозначая, какая проблема лежит в глубине его обращения и определяет время и общую стратегию работы с этой проблемой. Такое совместное обсуждение дает возможность и специалисту, и клиенту увидеть результат встречи. Обычно этим результатом является эмпатический отклик на потребности клиента и пути решения по ее удовлетворению самим клиентом. Важно, чтобы первая встреча для клиента явилась новым взглядом на его проблему, чтобы результат этой встречи был для него значимым и вселял веру, что он в силах изменять то, что он хочет изменить, и избавиться от того, от чего он хочет избавиться.
Искусство первой консультации становится разным для каждого специалиста. Это и особенный почерк психолога, и его наработанный опыт, и умение быть спонтанным, а также пройденный практический и теоретический материал, поскольку нет единой формы первичной консультации. Надеюсь, моя попытка структурировать такую сложную работу, помогла прояснить скрытые моменты нашей непростой профессии.
Материалы по теме
Пережившие сексуальное насилие подростки могут анонимно получить помощь
25.09.2020
Особенности проведения танцевальной терапии у пациентов с артрозом
24.09.2020
Судьба или свобода? Скриптодрама как метод управления судьбой
24.09.2020
Семейная системная терапия расширенной семьи
23.09.2020
Тревожное реагирование и ПТСР: диагностика и лечение
23.09.2020
Онлайн-трансляция «Знакомство с методом скриптодрамы»
22.09.2020
Танцевальная терапия в онлайн-консультировании
22.09.2020
Деменция, болезнь Альцгеймера. Как жить тем, кто рядом?
21.09.2020
Что делать, если клиент недоволен работой специалиста?
21.09.2020
Невербальная коммуникация: актерское мастерство для психологов
18.09.2020
Насилие в школе: как обезопасить учеников от взрослых?
18.09.2020
Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы