Аня Ульянова родилась 14 (26 ) августа 1864 года в Нижнем Новгороде первым ребёнком в семье школьного учителя математики и физики Ильи Николаевича Ульянова и Марии Александровны Ульяновой.
Из воспоминаний самой Анны:
«Помню нашу казенную квартиру в коридоре здания гимназии из четырех в ряд идущих комнат, причем лучшей была наша детская; помню кабинет отца с физическими приборами, а также и то, что одной из любимых наших игрушек был магнит и натертая сукном палочка сургуча, на которую мы поднимали мелкие бумажки.
Помню зимние вечера, игру матери на фортепиано, которую я любила слушать, сидя на полу подле ее юбки, и ее постоянное общество, ее участие в наших играх, прогулках, во всей нашей жизни. С тех пор как я начинаю себя помнить, у нас была одна прислуга, находившаяся больше на кухне, а мы бывали с матерью.
Нянек у нас, двоих старших, я не помню. У матери моей - от природы живого и общительного характера - были там добрые приятельницы; можно было, уложив детей, собраться, почитать, поболтать, помузицировать вместе. Получались там все новые журналы. Отец читал иногда вслух по вечерам, между прочим, печатавшуюся тогда частями «Войну и мир» Толстого».
Когда Ане было пять лет (в 1869) году семья Ульяновых переезжает Симбирск. Аня прожила в Симбирске до 19 лет. С 1875 г. по 1880 г. Анна обучается в Симбирской Мариинской женской гимназии с Елизаветинским пансионом и заканчивает ее с большой серебряной медалью, получив свидетельство Министерства народного просвещения на звание домашней учительницы.
«Моим первым сознательным стремлением было стать сельской учительницей», - напишет много лет спустя Анна Ильинична в своей незаконченной автобиографии. 16-летней девушкой, окончив женскую гимназию с серебряной медалью, Анна работает в Симбирском мужском приходском училище. Хотя, как медалистка, могла получить место классной дамы в гимназии, место более высокооплачиваемое и более престижное. Два года проработала Анна помощницей учителя.
«Я занималась с большой любовью с детьми и по отъезду в Петербург на курсы осенью 1883г. долго скучала о своих ребятах»
Старшая сестра. Ответственная за младших, готовая им помочь. Так это выглядит на знаменитой фотографии, во многом так будет и в жизни.
Не только тяга к знаниям, но и стремление к новой жизни стали сильнее привязанности к родительскому дому, и в 1883 году поступает на высшие женские Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге.
В 1886 году впервые принимает участие в политической демонстрации, организованной студентами в 25-летнюю годовщину смерти Н. А. Добролюбова, за что взята на негласный полицейский надзор. Кто-то теперь, спустя столетие, станет осуждать ее - надо было учиться, а не революцию делать. Ну что ж, у каждого свой путь. В этой статье мне хотелось попытаться написать об Анне не как о революционерке, а как о человеке.
Если судить по фото, то Анна за время учебы в Петербургу из милой домашней девушки превратилась в совсем другого человека, уверенного в своей цели. А что этой целью не была ни слава, ни личный успех, и тем более не обогащение, думаю, что доказывать никому не надо.
Через год Анну арестовывают по делу брата Александра Ульянова как участницу покушения 1 (13) марта 1887 на Александра III. Она осуждена на 5 лет ссылки. Это сухие строчки из учебников по истории. Как бы мы не относились к идее цареубийства, судьбе Ани на тот момент не позавидуешь.
В итоге сослали Анну в село Кокушкино, где находилось родовое имение Бланков. То есть девушка уехала жить в дом своей матери, потеряв право проживать, учиться и работать в Санкт-Петербурге. По тем временам наказание суровое, но с учётом тяжести преступления, надо признать, гуманное.
Осталось "за кадром", насколько девушка была в курсе планов брата. Если нет, то его арест и последующая казнь стали для нее страшным ударом, ведь для нее он оставался просто младшим братишкой, очень похожим на нее саму даже внешне, а не несостоявшимся убийцей - государственным преступником. Куда именно должна была отправиться в ссылку по первоначальному приговору - действительно в Сибирь, или в глухую деревню в Поволжье точных данных нет ( во всяком случае я не нашла), но в любом случае от одинокой ссылки ее спас Марк Елизаров, написав прошение Александру III, где просил смягчить условия ссылки своей невесте. Причину так поступить, кроме самой простой - он влюбился в сестру приятеля и когда ей стало плохо - пришел на помощь. Никаких корыстных побуждений в поступке Елизализарова найти просто невозможно - он взвалил на себя заботу о семье Ульяновых еще даже не будучи мужем Анны. И знать, что еще один брат его любимой через десятки лет станет вождем мирового пролетариата и главою государства "что Российской империей называлось вчера еще", а сам он - наркомом путей сообщения, Марк Тимофеич никак не мог.
Из воспоминаний Марии Ильиничны Ульяновой - самой младшей из детей:
«В мае 1889 года мы переехали из Казани в Самару. На деньги, вырученные от продажи симбирского дома, мать надумала купить небольшой хутор. При содействии М.Т. Елизарова, жениха, а позднее мужа старшей сестры, хутор был куплен в 50 верстах от Самары у некоего К.М. Сибирякова…"
Тем же летом ( через два года после покушения на царя) состоялась свадьба Марка Елизарова и Анны Ульяновой. Об этом событии есть лишь сухая запись в три строчки в "Биографической хронике" ВИЛ (т. 1, с. 43). :
«28 июля (по новому стилю – 9 августа) 1889 года Владимир Ильич Ульянов присутствует в селе Тростянка в качестве поручителя на бракосочетании сестры Анны Ильиничны с Марком Тимофеевичем Елизаровым».
Дальше в их непростой жизни было очень много всего - хорошего и плохого, впрочем, как у всех. Когда-то вместе, а чаще врозь, но ради общего дела... Ну и беды тоже общие. Всего четыре года со дня казни Александра - и новое горе. В мае 1891 года умирает от брюшного тифа средняя сестра Ольга, всего полгода назад уехавшая в Санкт-Петербург учиться на физико-математическом отделении Высших женских Бестужевских курсов.
В августе 1893 года Елизаровы и Ульяновы переезжают в Москву, где Марк Тимофеевич поступил на службу в управление железных дорог. Однако в 1901 году за помощь Московскому комитету РСДРП он был арестован и выслан на два года в Сызрань.
А что же Анна? Анна помогала брату делать революцию. В 1894 года она установила связь с рабочими кружками Мицкевича, Масленникова и Чорбы. Ею была переведена с немецкого языка пьеса Г. Гауптмана «Ткачи» и составлена краткая брошюра по книге Е. М. Дементьева «Фабрика, что она даёт населению и что она берёт».
В 1896 году А.И. Ульянова-Елизарова переезжает в Петербург, где организовывает связь арестованного Ленина с петербургским «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса», снабжает Ленина литературой, переписывает написанные им тайнописью в тюрьме партийные документы и письма.
Летом 1897 года Анна выезжает за границу, где установила связь с Г.В. Плехановым и другими членами группы «Освобождение труда». Осенью 1898 года становится членом первого Московского комитета РСДРП, где работает вместе с М.Ф. Владимирским, А.В. Луначарским и другими. Продолжая помогать брату, Анна организовывает вала издание его работы «Развитие капитализма в России», написанное им в ссылке.
В чьих то воспоминаниях Анна названа "совсем некрасивой". Разумеется, "на вкус на цвет все фломастеры разные", но на мой взгляд , это совсем не так. Судите сами.
В 1900—1902 годах в Берлине и Париже, а затем в России Анна ведет работу по распространению газеты «Искры». Революции 1905—1907 годов, разумеется, что не прошла мимо Анны, она участвует в ней. Хорошо зная немецкий, Анна переводит на русский язык книгу В. Либкнехта о Революции 1848 года и другие книги и статьи немецких революционеров.
В 1908—1909 годах в Москве Анна налаживает издание книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В 1913 году в Петербурге работает в «Правде», секретарём журнала «Просвещение» и членом редакции журнала «Работница», организовывает в России сбор средств для партии и транспортировку литературы. Любопытно, что по некоторым сведениям, Анна Ильинично была не просто членом редакции, а вдохновителем и организатором создания журнала «Работница», очень популярного, а главное, одного из широко доступных журналов Советского Союза.
Оказывается, первый его номер вышел 8 марта 1914 года буквально чудом, потому что за несколько дней до запланированной даты выхода почти вся редколлегия была арестована.
Помню этот журнал с детства, там встречались любопытные рецепты.
Не удивительно, что такая деятельность не радовала власть – с 1900 по 1917 годы Анна попадает за решетку пять ( по другим данным - шесть) раз, но, к ее счастью, каждый раз не слишком надолго.
И как показали последующие события - власти было чего бояться. Сначала революция 1905 года, неудачный опыт которой учли в 1917. После Февральской революции 1917 года Анна становится членом Бюро ЦК РСДРП, позднее секретарем «Правды», затем редактором журнала «Ткач». Само собою разумеется, что она активно участвует в подготовке Октябрьской революции 1917 года.
Но после революции ни Анна, ни её муж не стали ни сказочно богаты, ни даже просто счастливы. Назначенный наркомом путей сообщения, а затем главою комиссариат по страхованию и борьбе с огнём, в марте 1919 года он заразился сыпным тифом и умер.
У Елизаровых не было детей, и они еще до революции, с 1911 года сначала опекали, а потом усыновили Егора, Горы, как его называли, Лозгачева, талантливого мальчика из Самары, в три года умевшего читать и ставшего героем саратовских газет.
Братья и сестра Анны, считали Егора членом семьи, это видно на сохранившихся фотографиях. Но никаких привилегий это не давало. В 30-х Георгий Лозгачёв-Елизаров работал на Турксибе. В 1941-м ушел на фронт. В составе 357-й Алма-Атинской дивизии дошел до Праги. Был награжден орденом Красной Звезды, медалями за оборону Москвы, за освобождение Праги, за взятие Вены. В конце войны он был серьезно ранен и до конца жизни ходил с палочкой. Как написано в Вики, после войны Георгий начал писать книги. В 1959 году была выпущена книга его воспоминаний «Незабываемое», где автор опубликовал материалы из своего личного архива, неизвестные ранее фотографии.
Но Георгий не был единственным, кого опекала Анна Ильинична. Она вместе с мужем М.Т. Елизаровым взяли на иждивение ребят, потерявших родителей: племянников Диму Веретенникова, Серёжу, Катю и Костю Елизаровых, Диму и Нину Барамзиных, сыновей венгерского революционера Артура и Лео Юстусов. Артур Юстус вспоминал:
«Для каждого из нас у тети Ани находилось ласковое слово, все мы ощущали её теплоту и заботу. Она обладала каким–то особым даром завоёвывать детские сердца».
После смерти мужа Анна Ильинична с сестрой Марией Ильиничной взяли под товарищескую опеку более 20 мальчиков и девочек. Среди них был Цзян Цзинго, сын китайского политического деятеля Чан Кайши - Николай Елизаров — Цзян Цзинго. Это совсем отдельная история. В 20-е годы китайский политический деятель Чан Кайши пользовался поддержкой СССР и после смерти жены отправил своего сына-подростка в советскую Россию. Во время жизни в Союзе он сменил имя и стал именоваться Николаем Владимировичем Елизаровым. Существует предположение, что отчество “Владимирович” должно было говорить о некой духовной связи с вождем революции. Николай жил у сестры Ленина, прежде чем переехал в Свердловск, где работал на Уралмаше. После того как Чан Кайши разорвал союз с китайскими коммунистами, отношения с СССР тоже резко ухудшились и Елизаров - — Цзян Цзинго вернулся Китай после 12 лет жизни в СССР, где в 1975 году был избран президентом Тайваня, и считается авторое "тайваньского экономического чуда".
Но вернемся к судьбе Анны Ильиничны. В 1918—1921 годах она заведует отделом охраны детства в Наркомсобесе, потом в Наркомате просвещения. А.И. Елизарова занимается созданием детских домов. Анна Ильинична считала, что воспитание, прежде всего, зависит от педагога, его знаний, умений, преданности детям. С этой целью Ульянова-Елизарова развернула большую работу по подготовке воспитателей детских домов и яслей. В 1919 г. по ее инициативе и при активном содействии Дзержинского и Луначарского был создан Совет защиты детей. Также в 1918 году в Москве открыты курсы организаторов по охране материнства и младенчества при Наркомсобесе РСФСР. Анна Ильинична выступала на занятиях, встречалась со слушательницами курсов. Одна из них, М.Шустова вспоминала:
«Она проникновенно говорила о том, что у каждого ребенка есть внутренний мир, что в детском доме большинство детей, потерявшие родителей и перенесшие большую, не по- детски большую жизненную травму. К таким детям надо проникнуть материнской теплотой и дать им почувствовать, что их воспитатели сумели заменить им родителей».
В своей брошюре «Основы социального воспитания», изданной в в 1920 году Анна Ильинична обосновывает, что лучшей средой, где могли бы воспитываться дети-сироты, должны быть детские дома семейного типа:
«Прежде всего, дома эти ближе к жизни, потому что в них нет искусственного деления по возрастам, которого жизнь не знает»
И как показала жизнь, Анна Ильинична была права.
Для того, чтобы знать состояние детских учреждений на местах, Анна Ильинична, несмотря на возраст - в 1924 году ей исполнилось 60 лет , совершала длительные поездки по городам России.
В тот же год умирает Владимир Ильич, Ульяновых остается трое. И Анна становится биографом младшего брата.
В 1924 году, после смерти В. И. Ленина, Елизарова была откомандирована ЦК РКП(б) в Ленинград для сбора материалов о семье Ульяновых для написания научной работы по этой теме. И как биограф семьи Ульяновых, Анна проявила гражданское мужество, сохранив, несмотря на категорический запрет Сталина, документы о еврейском происхождении вождя пролетариата. Их первая публикация осуществлена в 1992г. в журнале «Отечественные архивы» .
Умерла Анна Ильинична 19 октября 1935 г. (в возрасте 71 год). Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге, рядом с матерью, мужем и младшей сестрой Ольгой.
Спасибо, что прочитали.
С уважением, @maksina