Найти в Дзене
Иршулья Галуцкая

О чем молчит Ле Морн...

Вот удивительно, первый раз слышу о горе, которая внесена ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия. Но тем не менее это так. Есть такая гора на Маврикии, это гора Ле Морн Брабант на юго-западе, каменная глыба, кажущаяся неприступной. Значит, что-то есть в ней такое, о чем она знает, но молчит. Тайна. Не случайно гора, хранящая эту тайну, удостоилась внимания ЮНЕСКО.

А ведь сама гора не такая уж и высокая, всего-то 556 метров, на крутых и местами совершенно отвесных склонах горы расположено множество пещер и живописных выступов.

К горе подъезжают экскурсионные автобусы, машины (мы видели и много велосипедов) можно забраться на Ле Морн и самостоятельно и в составе группы. Казалось бы, все очень прозаично приехал к 7 утра, совершил восхождение до разрешенного времени (до 4 вечера) по проложенным тропам и все.

Но не все так просто и не случайно название горы переводится как гора смерти. На Ле Морне в 18 веке и в первые годы 19 века прятались беглые рабы, они формировали небольшие поселения в защищенной лесистой местности, в пещерах и на вершине самой горы.

У подножия горы есть небольшая мемориальная площадка. Успейте на нее до 6 вечера, потом ворота закрывают. Вход в мемориальный комплекс бесплатный (август 2016 г.)

Ле Морн Брабант стала символом борьбы рабов за свободу, их страданий и их жертв. Все беглые рабы, которые жили в горе и на вершине горы, прибыли из Африки, Мадагаскара, Индии и Юго-Восточной Азии. Действительно, Маврикий был важным перевалочным пунктом работорговли.

Гора Ле Морн является исключительным свидетельством сопротивления рабству, так как использовалась в качестве крепости для укрытия беглых рабов.

Скульптуры мемориального комплекса у подножия горы Смерти все о страхе, скорби, отчаянии.

Рабы впервые прибыли на Маврикий в 1639 году, через год после того, как Голландская Ост-Индская компания основала свой первый населенный пункт на острове. Потом на Маврикий было привезено еще около 300 рабов, из Мадагаскара. Рабы оставались на острове и после 1710 года, когда голландцы покинули остров.

Я ходила среди памятников и инсталляций с чувством, которое даже не могу передать словами

В 1740 году количество рабов (а их на остров уже привозили новые, французские колонисты, сменившие голландцев) стало в семь раз больше, чем самих европейцев. Рабов теперь везли не только из близлежащего Мадагаскара, но и из Танзании с невольничьих рынков.

В последние годы 18 века рабы составляли 85 процентов населения, к началу 19 века на Маврикии насчитывалось около 60-ти тысяч рабов.

Как я поняла, бродя по этому мемориальному комплексу, бОльшую часть рабов все-таки привезли из Африки и из Мадагаскара. Хотя, полагаю, коренное население Маврикия тоже вынуждено было бегством спасаться от колонизаторов, чтобы не становиться рабами. Жажда свободы заставляла их бежать, укрываясь на горе Ле Морн, которую они считали священной. Наверное здесь, в объятиях горы, создавались поселения, семьи, рождались дети. И трудно такую жизнь назвать вольной ведь в любой момент их могли обнаружить и что тогда? Смерть за бегство или возвращение своему хозяину?

Примерно так и случилось. В 1835 году на Маврикии было отменено рабство. Англичанами, пришедшими на смену колонизаторам-французам. А откуда ж об отмене рабства могло было быть известно беглым??? Когда полицейские экспедиции и солдаты были разосланы по всему Маврикию с целью информирования беглых рабов об отмене рабства, то добрались эти экспедиции и до горы Ле Морн.

Рабы, жившие на полуострове Брабант и на горе Ле Морн, вынуждены были снова бежать, скрываться от полиции, а очень многие из них, не ведая об истинных намерениях полицейских, просто прыгали с Ле Морн вниз и со скал в море, предпочитая смерть, чем снова неволю.

Вот такая грустная история, которую хранит гора Ле Морн

Гора Ле Морн в предзакатном солнце, если забыть о ее тайне, смотрелась гордо и величественно и совсем не таинственно.

А полуостров, Брабант, на котором стоит гора, славится своими ветрами, привлекающими сюда сотни кайтсерфингистов.

Бедненькие ветер сбивает с ног, вода холоднющая, солнышко уже садится а им в кайф!

У меня замерзли руки и мы спрятались от ветра в машине гида, чтобы хлебнуть горячего кофе из термоска, заботливо гидом захваченного из дома, и поехать дальше, встречать закат.

Смотря на гору Ле Морн в красноватых лучах уходящего солнца верилось, что посетить эту гору решится лишь смелый духом, ведь местные жители уверяют, что на ней до сих пор обитают призраки гордых аборигенов и рабов.

А сам закат мы встречали в местечке-деревушке Case Noyale, что километрах в десяти от горы Ле Морн, на западном побережье Маврикия.

Просто постояли, полюбовались прощающимся с нами солнышком

и покатались на лианах.

Фикус бенгальский (баньян) на Маврикии украшает любую деревню, Case Noyale не исключение. Под корнями-ветками баньяна находят убежище от жары местные жители. Это дерево распространяется за счет своих веток-лиан, которые достигнув земли, превращаются в корни.

Именно из деревушки Case Noyale извилистая дорога ведет к главной, по моему мнению, сокровищнице Маврикия семицветным землям Шамарель.