Найти тему

"Братья и близнецы" Василия Блаженного

"Братья и близнецы" Василия Блаженного

Не только лишь все знают, что у Василия Блаженного (собора, не юродивого) были братья, а затем появились и близнецы - копии по образу и подобию.

Собор Пресвятой Богородицы, что на Рву - именно так называли собор при закладке и некоторое время после - считается самой загадочной формой в русской архитектуре и одновременно - ее воплощением.

Однако было бы ошибкой предполагать, что образ собора возник случайно. Просто мода на подобные сооружения не ушла дальше 16 века, поэтому мы и не знаем похожих форм - их было построено не очень много. А любовь к изучению собственной истории и родной архитектуры возникла у россиян относительно недавно, чтобы массово с ними познакомиться.

Правда же заключается в том, что этот многочастный объем выкристаллизовывался и развивался в течение некоторого времени, прежде чем достиг своего пика в столь знаменитой работе неизвестных мастеров - или одного мастера.

Собор Василия Блаженного, вид с Красной площади. Фото из Интернета
Собор Василия Блаженного, вид с Красной площади. Фото из Интернета

В соборе удалось собрать круговую симметрию, центральность, гармонию простых объемов, из которых сложилась идеальная композиция.

Истоки столь затейливых приемов нужно искать примерно за 50 лет до постройки собора, а точнее, примерно в 1510 - 1530 годы. В это время в Московском государстве (тогда еще мало употреблялось понятие Российское государство) работало несколько блестящих итальянских архитекторов. Им мы обязаны в первую очередь наличием технологии кирпичной кладки и новыми знаниями о пропорциях, золотом сечении и прочей композиции.

Спорным, но вероятно первым шатровым сооружением является церковь в Александровой слободе - царской резиденции 16 века.

Предположительно одна из первых шатровых церквей в России
Предположительно одна из первых шатровых церквей в России

На итальянское авторство указывают строго просчитанные пропорции опор, вертикальные тяги, карниз и полукруглые "кокошники", завершающие каждую из граней. Круглые окошки - тоже иноземное изобретение. Вообще облик этой церкви чрезвычайно изящен и гармоничен. Шатер вписывается в этот образ как нельзя более естественно. Строительство велось примерно в 1510-х годах.

Глядя на эту красоту, легко понять чувства русских людей, искренне полюбивших шатровое зодчество.

Иногда (впрочем, бездоказательно) первой шатровой постройкой называют церковь Воскресения Господня в Коломенском.

Вознесенская церковь в Коломенском
Вознесенская церковь в Коломенском

В 1530-е годы Коломенское не было Москвой, это была подмосковная резиденция царей. Церковь приписывают итальянцу Петроку Малому. В архитектуре очень умело и ненавязчиво сочетаются готический декор, русские кокошники в виде киля (заостренные кверху), столпообразный общий объем, который из четырехгранника превращается в восьмигранник - восьмерик на четверике. Все это закомпоновано, как уже понятно, в ренессансных пропорциях.

Шатровые церкви прочно входят в обиход, и строят их уже русские мастера, переосмысливая шатер в русское зодчество. Они украшаются декором из кокошников, в Суздале чуть позже изобретут вогнутый шатер.

Вот, например, шатровая церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском:

церковь Петра Митрополита, город Переславль-Залесский
церковь Петра Митрополита, город Переславль-Залесский

или церковь Успения Богородицы в Коломне:

Успенская церковь в Коломне
Успенская церковь в Коломне

Обратите внимание, что эта шатровая кровля перекрывает не колокольню!! - привычнее всего видеть шатры на колокольнях - а основной объем церкви. И это визитная карточка архитектуры 16 века.

Но все эти церкви, хоть некоторые и младше Василия Блаженного - все-таки прототип объема, точнее, прототип центральной, Покровской, церкви.

А вот подлинными "братьями" можно назвать следующие сооружения:

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Это снова Москва и снова Коломенское (Дьяково) - все та же царская резиденция. Согласно последним исследованиям, такая организация нескольких круглых церквей симметрично относительно центральной круглой церкви - модная тенденция в архитектуре 1560-1570 годов.

Согласно одной из версий, целых 4 придела к основной церкви возникло в связи с необходимостью перенести сюда престолы сгоревших ранее деревянных церквей, которые были чем-то особенно важны для Ивана Грозного. Так якобы появилась эта сложная композиция. Но было это заданием заказчика или решением архитектора - сказать очень сложно.

Обратите внимание, что Предтеченская церковь уже имеет сходную структуру с Покровским собором, но совершенно не дотягивает в отношении пропорций и общей композиции. Можно сказать, что это или черновик, или неудачная копия.

Другая работа, датировка которой тоже до конца неясна - церковь Спаса Преображения в селе Остров:

Преображенская церковь в подмосковном селе Остров
Преображенская церковь в подмосковном селе Остров

Колокольня - поздняя пристройка, но посмотрите на церковь! Снова восьмерик на четверике, два придела со столпообразными главами. Сама церковь имеет уже привычный декор кокошниками, центральный шатровый объем по кругу дополнен крошечными псевдо-главками - в основании нижнего ряда кокошников. Такие же, между прочим, были и на Покровском соборе до очередного пожара - ищем над кокошниками центральной церкви:

-8

Независимо от того, считать ли Преображенскую церковь более поздней постройкой (конец 16 века) или современницей Василия Блаженного (1560-е годы), их несомненное сходство очевидно даже невооруженному глазу. Пирамидальность, симметрия, шатер над центральным объемом, одинаковые приемы в декоре явно указывают на приверженность одной идее.

И ее композиция уже куда более целостна и продуманна, по сравнению с церковью в Дьякове.

Впрочем, мы знаем, кто был победителем в этом соревновании - время всегда критерий истины. Из всех этих церквей мы знаем только Покровский собор на Красной площади, и к этому, в общем-то, нечего добавить. Кроме того, что, узнавая истоки, начинаешь понимать его сложную форму и восхищаться ей еще больше.

16 век сменился 17, по русским землям прокатилась волна узорочья, и позже именно его сочтут подлинно русским архитектурным стилем. Историзм конца 19 века обращается к веку 17 и играет его приемами - так строится ГУМ и Исторический музей на Красной площади. Но напрасно думать, что Собор Василия Блаженного - работа 16 века - остается без подражателей.

Так, например, на месте убийства самого "русского" царя Александра II решают соорудить храм в русском стиле - наподобие Покровского собора в Москве. Поэтому сейчас это пестрое и яркое чудо так выбивается из классицизма петербургской застройки:

Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург
Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург

Впрочем, сходство только внешнее - в отличие от Василия Блаженного, Спас-на-Крови имеет один общий объем, с водруженными на него главами, а не 11 церквей, соединенных вместе. Строительство завершено в 1907 году.

Еще одна архитектурная зарисовка по мотивам московского храма - церковь святых Петра и Павла в Петергофе (завершена в 1905 году). Ее можно увидеть, если чуть-чуть не доехать до знаменитого петровского Парадиза.

Собор святых Петра и Павла в Петергофе
Собор святых Петра и Павла в Петергофе

Необычная интерпретация собора Василия Блаженного в традиционных ярославских приемах стоит в селе Кукобой Ярославской области (храм Спаса Нерукотворного Образа, завершен в 1912 году):

Храм Спаса Нерукотворного Образа, село Кукобой
Храм Спаса Нерукотворного Образа, село Кукобой

как видите, поиск национального стиля и идентичности все время возвращался к Покровскому собору. Не верите? Давайте посмотрим дальнейшую историю.

Не совсем очевидным заимствованием формы собора Василия Блаженного можно назвать... Сталинские высотки!

МГУ, 1953 год
МГУ, 1953 год

Что тут общего, скажете вы? Много чего.

Пирамидальная форма - городская доминанта, венчающая холм. В структуре - крупный пирамидальный центральный объем и симметрично расположенные корпуса. Так архитекторы переосмыслили задачу избежать сходства с американскими небоскребами. Не буду их осуждать - получилось и впрямь изящно и монументально.

Строй сменился, мы резко повернули вспять в своих пристрастиях и, как и в конце 19 века, побежали искать свою идентичность в "подлинно русском" и историческом. Вернулись туда же - к собору.

Некто из города Йошкар-Ола решил, что возвести себе собственную Красную площадь с Кремлем и собором - очень остроумная затея. Полюбуйтесь:

Йошкар-Ола
Йошкар-Ола

Кроме шуток - на очень многих сайтах иностранных туристических компаний в описании Москвы фигурирует собор из Йошкар-Олы. Похоже, конечно... Ну и как тут не запутаться бедным иностранцам?

Кстати, мэра города, устроившего все это великолепие вперемежку с голландскими жилыми кварталами, посадили.

Впрочем, новейшее достижение архитектурной мысли и главное открытие 2020 года - Храм Вооруженных сил - выстроили в псевдо-псевдо-византийском стиле. То есть, псевдо-Храм Христа Спасителя, который псевдо-византийский. Много аллюзий, много поклонников.

Пишите в комментариях, какие еще церкви знаете, похожие на Собор Василия Блаженного?

Если понравилась статья, ставьте лайки, буду делиться новыми архитектурными интересностями :)