В реставрационную мастерскую керамики поступила необычная ваза с четырьмя резервами инкрустированными перламутром и серебряной фольгой (Китай, XIX век) из собрания Кяхтинский Краеведческий Музей.
Всю поверхность предмета покрывает пожелтевший лак. Поверх этого жёлтого лака на перламутровых вставках нанесены прорисовки черным цветом. Возникли вопросы: является ли лаковая поверхность авторской технологией? Правомерна ли расчистка этого слоя? Это положило начало комплексным предреставрационным исследованиям, в ходе которых под сомнение поставлена и атрибуция предмета.⠀
В декоре вазы использован перламутр двух видов (халиотис и манила), некоторые детали, например горы, выполнены с применением перламутровой крошки. Особое внимание привлекает обозначение резервов вазы фризом из пуговиц. Такое декоративное решение нетипично для восточноазиатских лаковых изделий, что подтвердили и специалисты из Государственный музей Востока.
Так у сотрудников мастерской керамики возникла гипотеза: возможно, вазу следует относить к европейскому искусству в китайском вкусе «шинуазри». Ваза могла быть создана в Европе или в России в подражание фарфоровым изделиям с перламутровыми инкрустациями по лаку периода правления китайского императора Канси (1662 – 1723).⠀
Следовательно, технология изготовления могла отличаться от оригинальной восточноазиатской, и, вполне вероятно, для вазы необходим иной метод реставрации, нежели для предметов подлинного азиатского искусства.⠀
С целью разработать методику реставрации проведены пробные очистки, удаление записей и старого клея. Продолжается поиск аналогичных предметов, проведена съемка в ультрафиолетовом свете, ожидаются результаты спектрального анализа проб лака. После чего на реставрационном совете будет выработана методика реставрации предмета.⠀