Вот что удивляет...
Все родители жалуются на безумную нагрузку в начальной школе.
Объективно, она и правда очень высокая: 4 урока минимум уже в первом классе. А со второго класса уже 5-6 уроков ежедневно; и ребенок проводит в школе по 6-7 часов. То есть почти полный взрослый рабочий день.
А потом еще уроки. Очень толковый ребенок 1-3 класса, хорошо разбирающийся в теме, выучивает уроки за 1-2 часа. Это при условии, что не было "творческого задания", которое нужно сдавать на следующий день.
И вот в такой ситуации Объективно Высокой Нагрузки родители упорно записывают малышню на кружки и секции.
Понятно, если родители задумали вырастить олимпийского чемпиона или балерину. Там ребенок занимается спортом или танцами ежедневно и профессионально с 3 лет, а школа ему по большому счету и не нужна вовсе.
Но вот семья с "традиционными" взглядами на образование.
Сразу поясню, что слово "традиционный" я использую как противопоставление профессиональному спорту или танцам. Всё таки мало кто из родителей решается делать из ребенка профессионального спортсмена или танцора.
Так вот, про родителей, которые ориентированы на учебу ребенка в школе, потом университет, и карьеру, связанную с интеллектуальным трудом...
Драм-кружок, кружок по фото
... и про ребенка, который с 1 класса записан в музыкальную школу, на танцы, робототехнику, информатику, рисование, драмкружок, шахматы, иностранный язык и в спортивную секцию.
И это не преувеличение. Я реально знаю несколько семей, в которых ребенок посещает ВСЁ, что я перечислила выше.
Ежедневно после школы он ходит - минимум - на один кружок (а бывает - и на 2-3), а дома к школьным урокам добавляются еще домашки из этих кружков.
И вот мама жалуется, что с учебой в школе всё плохо, ребенок получает тройки и даже двойки, а на домашку времени не хватает, потому что карате, музыкалка и кружок "Юный географ". Неужели маму ничего не смущает?
Да, ребенка хочется развивать. Хочется дать ему разностороннее образование, сделать его всесторонне развитым человеком, умеющим это, то и еще вот это.
Шахматы - для мозга. Информатика - чтобы математику знал (ээм?). У музыкальной школы много применений: для музыкального слуха - который поможет в изучении иностранных языков, для развития ритма - что полезно для мозга, ну и просто чтобы мог что-то красиво сыграть в гостях...
Танцы - для пластичности, рисование - для развития мелкой моторики, спорт - для здоровья, драмкружок - для умения выступать публично, робототехника - ну это вообще современно, а иностранный язык - это просто программа минимум современного образованного первоклашки.
Всё так. Всё правильно. Обо всём-то мы позаботились: и о мозге, и о здоровье.
Потому что - ЧТО?
На самом деле мы хотим простого: чтобы у нас был здоровый ребенок, который хорошо учится в школе.
Порочный круг борьбы за здоровье и успехи в учебе
На самом деле всё, за что мы боремся, получает не пользу, а буквально вред. Вот смотрите:
Мы полностью исключили прогулки - на них просто нет времени с таким графиком кружков.
Мозг ребенка недополучает кислород, который необходим для обработки загруженной в него информации (буквально - для выстраивания новых нейронных связей).
А это значит, что бОльшая часть информации с "интеллектуальных" занятий (всякие информатики, ментальные арифметики и кружков любителей истории) просто не усвоилась. И ребенку придется приложить значительные усилия, чтобы "запихнуть" это в мозг.
Я уже не говорю про дневной сон, который - по хорошему - в начальной школе тоже очень желателен. Да и не только в начальной... Потому что пресловутые нейронные связи именно во сне и выстраиваются.
А также - переутомленный и физически и морально организм в принципе не в состоянии нормально функционировать. И тут мы получаем нарушения сна, плохое запоминание и снижение успеваемости в школе, снижение физической активности, психосоматические простуды.
И мама видит, что всё плохо - и давай еще больше кружков и репетиторов - для мозга и для здоровья. Новую еще бОльшую нагрузку, от которой на самом деле успеваемость и здоровье только пострадают еще больше.
И получается замкнутый круг, в котором не победить.
А как могло бы быть
Только поймите правильно - я вовсе не противник кружков. НО!
Нам же нужно, чтобы ребенок был успешен в учебе? Так и давайте идти прямым путем, и заниматься с ребенком не "развитием интеллекта", а непосредственно учебой. Школьной, самой обычной. Уделять большое время школьной программе - особенно в той части, где у ребенка проблемы.
Нам нужен здоровый ребенок? Давайте не забывать с ним гулять ежедневно и следить за тем, чтобы он был выспанный.
Потому что ни сон, ни прогулки нельзя наверстать в выходные - целый день, проведенный на воздухе, не компенсирует отсутствие прогулок в течение предыдущих 5 дней. Как и 20 часов сна в субботу не компенсируют недосып в рабочие дни.
Если уделять много времени школьной программе, в какой-то момент ребенок начнет очень быстро ориентироваться в текущей школьной программе - и даже опережать школу.
Вот тогда и наступит время для кружков.
Но не для всех подряд, а одного - двух, которые (искренне и по-настоящему) хочет сам ребенок, а не его мама. То, чем он будет рад заниматься, куда он сам попросится. И снова не в ущерб хотя бы прогулкам (а лучше - и не в ущерб дневному сну).
Тогда и от кружков будет польза, и учеба не пострадает, и здоровье.
А если вдруг время для кружков не наступит никогда? Если школьная программа настолько бесчеловечно тяжела, и ребенок тратит на ее освоение всё свое время?
Тоже не страшно. Просто подумайте - сколько раз за вашу жизнь пригодилась вам ваша музыкальная школа? А кружок танцев?
Вам пригодился в жизни кружок информатики, фото-кружок и кройка с шитьем? Да... Но всё это можно легко освоить в старшей школе. К слову сказать - с меньшими трудозатратами и гораздо быстрее, чем у малышей. И уж точно не в ущерб здоровью.
Просто у нас не принято... Стыдно быть матерью - ехидной, которая никуда не водит ребенка, кроме школы. А мамой троечника быть не стыдно...
К чему это я? Если у ребенка в школе нечеловеческая нагрузка, он явно уставший, и плохо учится - попробуйте пересмотреть его внеклассное расписание, и, возможно, всё наладится само собой.
Успешных вам детей!