Советские лимузины не сразу приобрели свой имидж. Развитие сферы промышленности проходило постепенно. Но уже совсем скоро ряд характерных черт был присущ именно отечественным машинам.
ЗИЛ-4102 некоторые в шутку называют «горбачёвским». Ведь на его разработку разрешение дал именно первый и последний президент СССР. Машина должна была получиться относительно доступной для представительского класса, но полноценно она так и не встала на конвейер. Что ещё в ней интересного?
Технические особенности
Под капотом был привычный 7.7-литровый мотор типа V8 с 4 карбюраторами. Аналогичные силовые установки уже использовались на других подобных авто. Мощность ДВС составляла 315 сил.
В паре предыдущим узлом работала 3-скоростная автоматическая коробка передач традиционного вида. Селектор КПП был расположен на центральном тоннеле рядом с водителем.
Привод классический, задний. Подвеска независимой конструкции по кругу. На передке расположены торсионы, а на корме – амортизаторы и пружины. Управляемость стала более приятной и податливой.
Особенностью конструкции был несущий кузов. Рама канула в лету. Некоторые части кузова, а также навесные его элементы были сделаны из пластика. Решение новаторское для автомобиля представительского класса и достаточно смелое.
Машину начали проектировать ещё в начале 80-х гг. Но со временем её концепция менялась. Свой вклад внёс Горбачёв, который изменил проект до неузнаваемости.
История создания
Целью было «очеловечить» партийный транспорт, сделать его ближе к народу. Задача для советских конструкторов оказалась сложной. Пришлось вводить ряд новшеств. Например, масса ТС снизилась, поэтому разгон безрамного авто сократился до 10.5 с до «сотни».
И даже аппетит двигателя уменьшился до 18 л на 100 км пути в неторопливом режиме.
Новой проблемой стало обеспечение должного уровня комфорта. Вибрации сильно передавались на кузов, поэтому было принято минимизировать их. Для этого все детали производили (!) и собирали вручную. За образец был взят Rolls-Royce.
Как выглядел салон?
Внутри лимузина было расположено два кресла и диван. Посадочная формула 2+2. На полу был особый гранитный ковролин. А сиденья обшиты нежным велюром. Набивка могла включать лебяжий пух. Наклон сиденьев был регулируемым с помощью электропривода.
Кстати, в машине было два мощных кондиционера, которые работали как климатическая система.
Даже стёкла были тройными, с атермальной тонировкой. На потолке в салоне красовались светильники и пульт управления. Дверные карты и другие панели интерьера были отделаны натуральной кожей и полированным шпоном дерева.
Почему машину не одобрили?
ЗИЛ-4102 выглядел приятно, имел актуальный дизайн. По уровню оснащения также был современным. Но в серию так и пошёл. Горбачёву не понравился данный автомобиль. Есть предположение, что дело было в высокой цене проекта. Другая точка зрения заключается в том, что два прототипа назвали «Райка» и «Мишка».
И клички донеслись до президента. Конечно, машину он не одобрил.
В современности остался настоящий ЗИЛ-4102, который хранится в музее. Отличный пример, как удачное авто так и не сумело найти путь на конвейер.