Найти тему
REBURG

Ждать ли бум на рынке загородной недвижимости?

Карантин стал настоящим испытанием для многих городских жителей, которые оказались запертыми в маленьких квартирах. Мечты россиян о собственном доме в очередной раз вышли на первое место и заполнили медиа-пространство. Заголовки новостей неоспоримы – нас ждет бум на рынке загородной недвижимости. Но ожидания и реальность часто не совпадают.

Не исключено, что карантинный опыт приведет к переосмыслению среднесрочных и долгосрочных планов отдельных семей. Те, кто планировал строительство индивидуального дома, сделают это быстрее. В пользу роста спроса на загородные дома говорят и демографические факторы. В России растет число зрелых семей, чьи дети выросли, поступили в ВУЗы, начинают самостоятельную жизнь. Им будет проще отказаться от городских привязанностей.

Но фокус в том, что социологические опросы и 10, и 20 лет назад показывали – большинство россиян желает жить в загородном доме. Желают, но продолжает жить в тесной городской квартире. Почему мы должны ожидать того, что сейчас что-то поменяется?

Эмоциональная реакция на карантинное заточение понятна. Понятно и желание участников загородного рынка поднять спрос на свой продукт. Но резкий всплеск интереса к загородному формату, скорей всего быстро закончится, после того как городская жизнь вернется к привычному ритму. И бум на загородном рынке останется разновидностью медиа-бума: поговорили и забыли до следующего всплеска интереса к теме.

Любой устойчивый рост спроса на недвижимость базируется на финансовых возможностях покупателей. Для бума необходим рост доходов населения. Пандемия выбила экономическую базу из-под рынка загородной недвижимости в большей степени чем из-под рынка городского жилья. По крайней мере в его текущем виде.

Пока бум на рынке загородной недвижимости в большей степени происходит в медиа пространстве.
Пока бум на рынке загородной недвижимости в большей степени происходит в медиа пространстве.

Принципиальная проблема массового рынка загородной недвижимости в том, что на нем огромное число покупателей приобретает не основное, а второе жилье. Для них загородный дом – это дача. А дача – это атрибут относительно богатой жизни, независимо от качества самой дачи. У такой ситуации есть объективные предпосылки: слабое развитие транспортной и социальной инфраструктуры, отсутствие многих городских благ к которым привыкли городские жители. А участки и дома продаются именно городским жителям. Есть и субъективные - тесная квартира и недорогая летняя дача – то, к чему привыкли миллионы семей, в таких условиях выросло большинство тех, кто выходит сегодня на рынок жилья.

Но результатом такой модели поведения становится то, что огромное число семей не может себе позволить ни качественный загородный дом, ни комфортную городскую квартиру.

Если темы рынка жилья, ипотеки, развития городов и региональной статистики интересны вам, подпишитесь на Дзен, / Телеграм-канал / YouTube /Twitter /Я мессенджер , чтобы не пропустить, что-то важное.

Михаил Хорьков
Уральская палата недвижимости
25.09.2020