У моряков есть пословица - "Нет плохих инструментов, есть плохие навигаторы".
Все это в полной мере относится и к образованию.
Бездумной критике подвергается введение в России ЕГЭ - единого государственного экзамена. Теперь также бездумно критикуют дистанционное обучение.
Считается, что рыбья память ограничена четырьмя секундами. Вероятно поэтому, одна и та же рыба может попадаться на один и тот же крючок несколько раз.
То же самое и с критиками реформ в образовании, которые напрочь забыли, что введение ЕГЭ было вызвано ужасающей коррупцией, при которой за взятки "натягивали" оценки и баллы даже откровенным дебилам, а тех, кто отказывался платить, будь они даже гениями, "валили" на устных и письменных экзаменах невзирая на наличие знаний.
Вот где истинные истоки дебилизации, а не в том, как нас пытаются уверить критики ЕГЭ, что экзамены проводятся в виде тестов.
Вы скажите, что в СССР такого не было? Не скажите. В СССР можно было поступить в институт "по блату", то есть по знакомству, через протекцию.
То, как работала такая система, в утрированном виде показано, в популярных советских кинокомедиях "Ты мне, я - тебе", "Блондинка за углом", "Мимино"...
Читайте - "Чем Мимино схож с Горбачевым"
А еще в СССР существовала система "любимчиков" и "изгоев". И горе тому, кто имел несчастье прийтись не по нраву преподавателю, который в советской школе имел возможность оттоптаться на таком учащемся по полной программе.
Читайте - "Как меня пытались завалить на выпускном в советской школе"
Хотя все эти недостатки советской школы не шли ни в какое сравнение с тем разгулом протекционизма и взяточничества, который начался после развала СССР.
Я полностью согласен с тем, что ЕГЭ далек от совершенства. Так и надо заниматься его совершенствованием, а не тупо призывать "вернуть все в зад", потому что возврат в прошлое, без серьезной "работы над ошибками", закрутит "историческую петлю" и приведет опять к тому же самому, от чего мы стремимся уйти. Ибо истоки коррупции 1990-х находятся в советских 1980-х, а недостатки 1980-х - в "отдельных недостатках" 1970-х и т.д.
Читайте "Д.А.Быстролетов: О перевоспитании при Хрущеве" и "Что военно-морская разведка США считала в СССР главным?"
Теперь перейдем к проблемам дистанционного обучения.
Его внедрение диктуется не прихотями властей, которым на самом деле на него плевать с кремлевских башен, а жизненной необходимостью.
Вот пошли 1 сентября в России ребятишки в российские школу, и сразу подскочила заболеваемость и смертность от коронавируса, потому что традиционная школа, в том числе и высшая, является идеальным рассадником заразы.
Сколько ее не дезинфицируй и не заставляй учеников и учителей носить маски (защитные свойства которых ограничены парой часов), при массовом скоплении людей массовых заражений не избежать.
Недавно наш президент Владимир Владимирович Путин заявил, что ему очень не хочется возвращаться к ограничениям, которые были введены во время первой волны Covid-а.
А куда он денется, если после снятия этих ограничений заболеваемость и смертность начинает расти?
Чтобы выжить, надо менять жизненный уклад.
Читайте - "Коронавирус диктует человечеству новый жизненный уклад"
Но по отношению к систему образования проблема коронавируса это только видимая, самая очевидная часть проблемного айсберга.
Кризис современного образования начался не сегодня, и даже не вчера. Причем не только в России, а во всем, даже самом "расцивилизовнном" мире.
Читайте "Военные о кризисе образования"
"Учителям не доплачивают. Они запуганы. Поэтому они не учат. Однако это не мешает им раздавать аттестаты об окончании школы, как туалетную бумагу... Пора навести порядок в стране... Иначе мы покатимся в тар-тарары".
Из кинофильма "Человек эпохи Возрождения", США, 1994
Американский капитан из фильма, который произносит этот монолог, или сценарист из Голливуда, который его придумал, как в воду глядели - на наших глазах Америка "катиться в тар-тарары".
Мы тоже можем снова туда покатиться.
Проблема, по моему мнению, в том, что существующая система образования представляет собой мощную, давно сложившуюся индустрию, в которой заняты миллионы людей и крутятся огромные деньги.
Только ежегодное переиздание школьных учебников приносит издательским концернам миллиардные барыши. И это при том. что эти учебники можно и давно нужно выложить в электронном виде в интернет для всеобщего доступа, выкупив авторские права у их авторов.
Да и сами учебники, мягко говоря, заставляют желать лучшего.
Так почему не проводить открытые конкурсы на лучшие учебники и школьные курсы, в которых в за них в интернете сможет голосовать все население России?
В СССР был анекдот о том, как первоклассник, отправляясь "первый раз в первый класс" с горечью произносит - "За что десять лет???!!!".
В современной России, по образцу "цивилизованного" Запада школьникам "накинули" еще год.
Отразилось ли это на качестве получаемого ими образования? Да, нет, разумеется.
Тогда кому и зачем это было надо?
Единственная цель увеличения сроков обучения до одиннадцати лет - сокращение безработицы среди педагогов и молодежи, которые должны сидеть в школах как можно больше, чтобы не составлять конкуренцию на рынке труда.
А это, между прочим, негативным образом отражается на психическом и физическом здоровье учащихся, их родителей и их преподавателей.
Вот только те, кто наживается на детском и родительском горе, давно превратив учебу в бизнес, добровольно от своих доходов ни за что не откажутся.
А альтернатива существует, и она представляет собой более эффективную, справедливую, демократичную, направленную на развитие способностей и получение навыков в соответствии с личностными особенностями учащихся систему, использующую достижения педагогики, психологии и информационных технологий.
Читайте - Каким должно быть online-образование?
И никуда от этого не деться, потому что те, кто сегодня из корыстных соображений, или в силу консерватизма, или просто по недомыслию, выступает против дистанционного обучения, просто вымрут от накатывающихся на нашу человечество эпидемий и не менее заразной дебилизации.
Выживут те, кто сможет создать новый жизненный уклад. И эффективную систему образования.