Найти тему
Механический балет

Как Солнце Тень победило

"Орел или решка?" Фото: Яндекс-Картинки.
"Орел или решка?" Фото: Яндекс-Картинки.

К экранизации нетленки (нет) Нила Геймана о борьбе старых богов с новыми богами - технологиями и медиа, я приступала дважды с перерывом в несколько лет. Странно, но с тех пор частенько вспоминаю один-единственный эпизод: ирландка Эсси Макговен, верящая в фей и лепреконов, пытается найти счастье в грубом мире мужчин. В итоге за преступления ее отправляют в колонию (страну, а не тюрьму), где она выходит за плантатора. Этой невероятной удачей Эсси в благодарность за внимание одаривал волшебный помощник.

Неравный брак. Фото: Яндекс-Картинки.
Неравный брак. Фото: Яндекс-Картинки.

Юная воровка, как и миллионы других язычников, а также мусульман, христиан и буддистов, бравших с собой в Новый Свет "духовный багаж", поселила на индейской земле Безумного Суинни - лепрекона. В финальной сцене серии, беспредельно трогательной, тот самый дух - двухметровый рыжий детина - впервые показывается старенькой вдове плантатора (представьте, он был с ней в самые худшие дни, он - все такой же молодой, а она - старуха - это какой-то запрещенный титаниковский прием, я такое еще видела в старом спилберговском кино "Капитан Крюк" - это железно слезы) и забирает ее в лучший мир. А спустя столетия, они встречаются вновь: лепрекон все тот же, только опустившийся, а Эсси больше не Эсси, а мертвая жена главного героя - Тени Луны, сына Одина.

"Тряпочки, тряпочки мои, кружева!" Фото: Яндекс-Картинки.
"Тряпочки, тряпочки мои, кружева!" Фото: Яндекс-Картинки.

Фантасмагорический, похожий на сновидение роман "Американские Боги" на языке длинного кино становится гуще и, что парадоксально, образнее, сложнее, глубже.

И еще как глубже! Фото: Яндекс-Картинки.
И еще как глубже! Фото: Яндекс-Картинки.

По законам жанра на первый план выводят все самое яркое. Блестящие пусть и крохотные у Геймана "пустячки", призванные, вероятно, разбавить дорожный сюжет и насытить пантеон, вроде того же бешеного лепрекона, или история джина, или Анубиса - в сериале растягиваются до уровня притоков, впадающих и растворяющихся в центральной сюжетной линии. При этом арка мертвой жены и Суинни - наиболее заметная и эмоциональная - крадет золото у главной пары - Среды-Одина и Тени.

"Звиняйте". Фото: Яндекс-Картинки.
"Звиняйте". Фото: Яндекс-Картинки.

С первой встречи в крокодиловом баре между глубокомысленным избранным Тенью и, казалось бы, несерьезным дурачком Свиней наметился антагонизм, что называется, "кошка пробежала".

Ну, как бы эть! Фото: Яндекс-Картинки.
Ну, как бы эть! Фото: Яндекс-Картинки.

Первый - флегматичный, сдержанный, несколько заторможенный, но внимательный. Второй - экспрессивный, дерзкий, злой и быстрый. Короче, интроверт и экстраверт. В дальнейшем этот разрыв усугубится. Мертвая жена и лепрекон на фоне крепкой пацанской дружбы, кажется, влюбляются, а это значит - конфликт между чувством и долгом, как в лучших образцах классицистических трагедий.

Судьба-злодейка. Фото: Яндекс-Картинки.
Судьба-злодейка. Фото: Яндекс-Картинки.

В этом веселом антураже нам постепенно раскрывают суть рыжего образа. Свиня оказывается "когда-то был королем" и даже не королем, а самым настоящим богом, да не просто богом, а каким-то двойником греческого Аполлона и египетского Ра одновременно - покровителем воинов, науки и искусств.

"Царь, очень приятно!" Фото: Яндекс-Картинки.
"Царь, очень приятно!" Фото: Яндекс-Картинки.

Используя технику рваных флешбэков, сновидческих аллюзий, и с помощью образа лепрекона, нам в упрощенной блокбастерской форме разжевывают историю религии. Несколько волн иноземных влияний превратили великого Короля Солнца в забавного и смешного персонажа ирландского фольклора.

Звиняйте! Фото: Яндекс-Картинки.
Звиняйте! Фото: Яндекс-Картинки.

В контексте новой войны за право божественного существования эта потеря самости выглядит более чем драматично.

"И не говори..." Фото: Яндекс-Картинки.
"И не говори..." Фото: Яндекс-Картинки.

Рыжий бунтарь берет зрителя за жабры и уверенным, отработанным в пьяных драках, ударом отправляет в область метафизики, к коренному и изначальному, в пещеру, где при неверном свете пламени рисовали мамонтов на стенах и коллективно боялись хищников.

Это техно-мальчик. Он не знает про мамонтов. Фото: Яндекс-Картинки.
Это техно-мальчик. Он не знает про мамонтов. Фото: Яндекс-Картинки.

В этом отношении символический образ древнего, но поруганного бога в пух и прах разбивает позиции главного героя - невнятного, без корней и опоры мужчину, по своему складу больше напоминающего телохранителя какого-нибудь политика. Тень Луны оборачивается слабым призраком забытой цивилизации. А Солнце оставляет надежду на возрождение.

Наверное... Фото: Яндекс-Картинки.
Наверное... Фото: Яндекс-Картинки.

Я здесь еще скажу, я не могу не сказать, что игра Пабло Шрайбера, исполняющего роль Суинни, выглядит очень-очень убедительно. Сравнивать его мастерство с возможностями Рики Уитла - это наша Тень - не берусь. Слишком все это субъективно.

"Иииииихаааа!" Фото: Яндекс-Картинки.
"Иииииихаааа!" Фото: Яндекс-Картинки.

Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.