К экранизации нетленки (нет) Нила Геймана о борьбе старых богов с новыми богами - технологиями и медиа, я приступала дважды с перерывом в несколько лет. Странно, но с тех пор частенько вспоминаю один-единственный эпизод: ирландка Эсси Макговен, верящая в фей и лепреконов, пытается найти счастье в грубом мире мужчин. В итоге за преступления ее отправляют в колонию (страну, а не тюрьму), где она выходит за плантатора. Этой невероятной удачей Эсси в благодарность за внимание одаривал волшебный помощник.
Юная воровка, как и миллионы других язычников, а также мусульман, христиан и буддистов, бравших с собой в Новый Свет "духовный багаж", поселила на индейской земле Безумного Суинни - лепрекона. В финальной сцене серии, беспредельно трогательной, тот самый дух - двухметровый рыжий детина - впервые показывается старенькой вдове плантатора (представьте, он был с ней в самые худшие дни, он - все такой же молодой, а она - старуха - это какой-то запрещенный титаниковский прием, я такое еще видела в старом спилберговском кино "Капитан Крюк" - это железно слезы) и забирает ее в лучший мир. А спустя столетия, они встречаются вновь: лепрекон все тот же, только опустившийся, а Эсси больше не Эсси, а мертвая жена главного героя - Тени Луны, сына Одина.
Фантасмагорический, похожий на сновидение роман "Американские Боги" на языке длинного кино становится гуще и, что парадоксально, образнее, сложнее, глубже.
По законам жанра на первый план выводят все самое яркое. Блестящие пусть и крохотные у Геймана "пустячки", призванные, вероятно, разбавить дорожный сюжет и насытить пантеон, вроде того же бешеного лепрекона, или история джина, или Анубиса - в сериале растягиваются до уровня притоков, впадающих и растворяющихся в центральной сюжетной линии. При этом арка мертвой жены и Суинни - наиболее заметная и эмоциональная - крадет золото у главной пары - Среды-Одина и Тени.
С первой встречи в крокодиловом баре между глубокомысленным избранным Тенью и, казалось бы, несерьезным дурачком Свиней наметился антагонизм, что называется, "кошка пробежала".
Первый - флегматичный, сдержанный, несколько заторможенный, но внимательный. Второй - экспрессивный, дерзкий, злой и быстрый. Короче, интроверт и экстраверт. В дальнейшем этот разрыв усугубится. Мертвая жена и лепрекон на фоне крепкой пацанской дружбы, кажется, влюбляются, а это значит - конфликт между чувством и долгом, как в лучших образцах классицистических трагедий.
В этом веселом антураже нам постепенно раскрывают суть рыжего образа. Свиня оказывается "когда-то был королем" и даже не королем, а самым настоящим богом, да не просто богом, а каким-то двойником греческого Аполлона и египетского Ра одновременно - покровителем воинов, науки и искусств.
Используя технику рваных флешбэков, сновидческих аллюзий, и с помощью образа лепрекона, нам в упрощенной блокбастерской форме разжевывают историю религии. Несколько волн иноземных влияний превратили великого Короля Солнца в забавного и смешного персонажа ирландского фольклора.
В контексте новой войны за право божественного существования эта потеря самости выглядит более чем драматично.
Рыжий бунтарь берет зрителя за жабры и уверенным, отработанным в пьяных драках, ударом отправляет в область метафизики, к коренному и изначальному, в пещеру, где при неверном свете пламени рисовали мамонтов на стенах и коллективно боялись хищников.
В этом отношении символический образ древнего, но поруганного бога в пух и прах разбивает позиции главного героя - невнятного, без корней и опоры мужчину, по своему складу больше напоминающего телохранителя какого-нибудь политика. Тень Луны оборачивается слабым призраком забытой цивилизации. А Солнце оставляет надежду на возрождение.
Я здесь еще скажу, я не могу не сказать, что игра Пабло Шрайбера, исполняющего роль Суинни, выглядит очень-очень убедительно. Сравнивать его мастерство с возможностями Рики Уитла - это наша Тень - не берусь. Слишком все это субъективно.
Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.