Суть всех религий одна, но это утверждение часто становится помехой для тех, кто стремится достичь цели религиозного пути - открыть в себе ,,природу будды'' или ,,царства божия'', или ,,атман''.
Любой путь предполагает, что идущий по нему не идёт по нескольким путям одновременно. Как и на вершину гору нельзя подняться одновременно по нескольким тропинкам.
Поэтому, принимая буддийское Прибежище, мы даём обет не принимать прибежище в других учениях.
При этом мы знаем, что если уйдём с Пути Дхврмы и выберем другой путь,
будды нас не накажут, но лишь пожелают удачи.
В духовной работе неизбежно возникают моменты спада и отсутствия света, который столь ярко горит в ,,новоначальных'' адептах.
В такие моменты люди пытаются попробовать что-то другое, не давая усилиям, приложенным первоначально, дать результат.
Мы забываем, что в мире сансары смена света и тьмы неизбежны - чтобы накопилась энергия роста, всегда происходит предварительный спад.
Подобно тишине перед бурей и самой темной точке ночи перед закатом.
Но мы хотим, чтобы всегда было светло, хотя это возможно только за пределами сансары.
Когда я жаловалась Доржонгу Ринпоче на затяжную тусклую практику, Он приводил в пример долгое путешествие.
Говорил: ,,сначала мы едем по прекрасной равнине, потом по горам, а потом и по болоту".
Но и болото заканчивется рано или поздно и мы снова приезжаем на цветущий луг.
Ринпоче делал особый акцент на том, что практику следует делать ,,без надежд и ожиданий".
Говорил: ,,главное - делать".
Можно провести аналогию с рытьём колодца. Мы роем в одном месте, натыкаемся на камень и идем рыть в другое место. Там тоже возникнет помеха и мы переходим на третье.
В результате яма никогда не будет вырыта и Дхармы не напоит нас.
В вопросах строгости следования своему учению христиане находятся в более выигрышном положении, чем западные адепты восточных религий, склонные смешивать в одну кучу ци-гун, Тай Чи, йогу, буддизм и прочее.
Правда, у христиан идёт перекос в сторону религиозного фанатизма. Христос говорил, что, только следуя Ему, мы достигнем спасения и свободы. Для христианина это, несомненно, верно. Однако точно в такой же степени это верно и для буддиста, и для мусульманина - для каждого только их Путь является ,,единственно верным".
Много лет назад, уже будучи буддисткой, я посмотрела фильм о Сатья Саи и увидела там такую огромную любовь, которая буквально ошеломила меня и сбила с ног . Три дня я провела в каком-то бесконечном космосе.
Когда я спросила своего учителя, могу ли я хоть немного побыть и там тоже, он ответил, что это аналогично тому, как смешивать сладкое с соленым.
Также у нас был потрясающий опыт из христианства в наши буддийские времена.
Нам повезло побывать у Матери Терезы в Калькутте. Был вечер католического Рождества, но никаких особых праздничных служб не проводилось.
Группа людей ждала Великую Святую возле небольшого зала.
Пришла старая женщина с простым лицом и встала у двери, пока мы все входили внутрь . Она взяла меня за руку, что-то сказала с невероятной добротой в голосе.
Могу сказать - единственное, что можно было делать рядом с ней - это плакать
Что многие и сделали, потому что ту любовь, которая от исходила от Матери Терезы, было невозможно вынести, таков был накал чувства.
Хотелось только одного - остаться подле нее навсегда и никуда не уходить.
Но эта любовь выросла в ее сердце, а чтобы вырастить свою, надо следовать правилам своего пути.