Найти тему
Катехизис и Катарсис

Увлекательная история мексиканского революционера

Мексика – несчастная страна. Основное ее несчастье заключалось в непосредственном соседстве с быстро растущими и развивающимися США, которые использовали своих южных соседей в качестве питательной подкормки для быстрого обогащения. Следствием постоянного ограбления со стороны северной демократии, для Мексики стал запредельный уровень коррупции, экономическая отсталость, а как результат – ужасающая бедность, которая крепко засела не только в карманах, но и головах простых мексиканцев. Нет, в том, смысле, который вложил бы в это утверждение Роберт Кийосаки и его многочисленные идейные отпрыски. А в том, что бытие определяет не только сознание, но и желание, потребности, традиции. Иллюстрацией к этому утверждению может послужить рассказ о свадьбе одного из вождей Мексиканской революции – Панчо Вильи, человека, которого трудно было обвинить в косности или шаблонности мышления.

Для начала разъясню о контексте событий. Большая часть XIX в. для Мексики была отмечена хороводом постоянных переворотов, гражданских войн и иностранных вторжений. С 1877 г. власть в стране узурпировал президент Порфирио Диас, остававшийся бессменным диктатором вплоть до 1911 г. Порфириат принес стране политическую стабильность и даже способствовал недолгому экономическому росту. Однако социально положение беднейших слоев общества продолжало ухудшаться. Большую часть населения Мексики составляли безземельные крестьяне, вынужденные идти к латифнудистам в кабальную зависимость- пеонаж, практически ничем не отличающийся от крепостного права. Накопившееся недовольство режимом Диаса в конце концов вылилось в революцию. На очередных марионеточных президентских выборах вызов ему бросил выходец из влиятельнейшей семьи Франсиско Мадеро. Результаты голосования были сфальсифицированы, а дальше завертелся до боли знакомый жителям XXI века сценарий.

Диас оказался не так прост и отразил первый натиск, оставив Мехико под своим контролем. Это привело к тому, что гражданская война была перенесена на периферию страны. Среди отрядов повстанцев, действовавших на севере Мексики, быстро выделился некий Панчо Вилья.

Честно говоря, Панчо Вилья – псевдоним, а в церковных книгах есть запись о рождении в 1878 г. в семье крестьян-пеонов некоего Хосе Доротео Аранго Арамбулы. Сын помещика изнасиловал сестру молодого Хосе, на что тот ответил кровной местью. Спасаясь от преследования, он бежал, и примкнув в итоге к бродячим крестьянам, взял имя Панчо Вилья. Во времена порфириата Панчо занимался то контрабандой на границе с США, то партизанскими акциями против латифундистов. А потом грянула революция и гражданская война.

Благодаря своим врожденным лидерским качествам и таланту командира, Вилья успешно громил войска, возглавляемые бездарными правительственными генералами. Помимо эффективной оперативной стратегии, Вилья разработал и четкую политику взаимоотношений с находившимися у него в тылу помещиками. С помощью револьвера и широкой улыбки на все двадцать два зуба их убеждали пожертвовать небольшую часть своего капитала на содержание повстанческой армии. В противном же случае толпа полукриминальных партизан и голодных крестьян могла с радостью забрать у пожадничавших богатеев все.

Когда в 1910 г. повстанцы заняли очередной городок под названием Сан-Андрес, по уже отработанной схеме местные торговцы и прочие зажиточные горожане получили предписание о необходимости сделать добровольно-принудительный взнос на нужды революции. Одна из торговок, вдова по фамилии Корраль, лично пришла на прием к Вилье и заявила, что у нее нет ни гроша, чтобы заплатить причитающееся и предложила сходить к ней в дом, чтобы командир лично убедился в этом. Панчо не стал верить на слово и явился к просительнице в гости. Беглого взгляда было достаточно, чтобы убедиться, что семья Корраль не страдала излишней зажиточностью. Впрочем, кое-что ценное для Вильи здесь все-таки было. Звали эту ценность Лус, она была хороша собой и находилась на выданье. Революционер не стал брать девицу как обычно силой, а наоборот решил соблюсти приличия и посвататься по всем правилам. Лус была согласна, а ее мать наотрез воспротивилась. Несмотря на все свое нынешнее положение, бывший крестьянин и контрабандист, а ныне лихой атаман с весьма дурной славой казался не лучшей партией для дочери. Казалось, что препятствий браку не было. Но все-таки одно обстоятельство все же вселило надежду в сердце пожилой женщины.

Несмотря на достигнутое влияние, на то, что значительная часть реквизиций оседала в карманах Панчо Вильи, он сохранял мышление простого крестьянина. Поэтому для невесты было назначено испытание: она должна была сшить рубашку для своего жениха. А шить Лус не умела, на что и понадеялась мать. В итоге, Вилья все же одобрил сшитый вкривь и вкось подарок и молодые обвенчались 29 мая 1911 года, правда, без обязательной исповеди со стороны жениха – слишком много мрачных подробностей пришлось бы услышать священнику. Но при этом факт остается фактом: беспросветная бедность мексиканских крестьян в начале XX века была такова, что даже вынесенный революционными событиями наверх бывший контрабандист Панчо Вилья не мог себе представить, что у него появилась возможность заказать или купить для себя хоть сотню самых модных и хорошо подогнанных по фигуре рубашек и не только их. Возможно, он не осознавал, что домоводческие навыки Лус в его новом положении будут не важны, а может это всего лишь была дань традиции.

Можно ли обвинить Вилью в косности или шаблонности мышления? Вовсе нет. Во время гражданской войны в Мексике именно он, бывший крестьянин, а вовсе не паркетные генералы дона Порфирио, первым осознал важность контроля над железными дорогами. Захватывая станции, он усаживал своих бойцов по вагонам и паровозы молниеносно переносили их на громадные расстояния, что обеспечивало невиданную для отсталой страны скорость наступления. В конце концов войска Вильи создали угрозу Мехико и способствовали падению режима. Когда же американцы решили сделать на Вилью ставку и послали к нему своих газетчиков, тот быстро сориентировался, как изображать из себя крутого парня, при этом весьма симпатичного северным соседям… То есть человек обладал высокой гибкостью ума и умел легко адаптироваться, но во взглядах на бытовые вопросы продолжал оставаться парнем с помещичьей асиенды. И поэтому, даже присваивая в крупных масштабах себе скот и иное имущество «раскулаченных» магнатов, Вилья не сразу шагнул в иное качество взглядов на жизнь. Сложно представить, чтобы какой-нибудь мексиканский латифундист или промышленник предложил невесте по старой крестьянской традиции сшить к свадьбе сорочку, потому что для этого у него существует прислуга. А Вилья же дорос до того, чтобы стать значимой военной и политической силой в стране, но «не дорос» до серебряных револьвертов, золотых унитазов и шелковых рубашек, расшитых с канителью.



Что же касается личной жизни мексиканского революционера, то следует сказать вот что. Биографы зачастую обвиняют Вилью в многоженстве, а также в организации по его приказу массовых изнасилований, которые проводились в ходе карательных акций. Однако после брака с Лус Корраль он больше ни на ком не женился, и прожили с ней вместе вплоть до убийства революционера в 1923 году. А борьба мексиканцев за светлое будущее продолжалась еще очень-очень долго.

Автор - Дмитрий Сувеев

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2