Найти в Дзене

Откуда взялся этот "дурацкий" рэп и сколько он нас еще будет мучить

Оглавление

Обещал я написать статью на тему музыка ли рэп и доколе, но немножко посидев над темой, подумал, что тут одной статьей не обойдешься. Так что я решил разделить материал на несколько кусков, и сегодня у нас будет большой и скучный культурологический разговор о природе этого жанра, и как это вообще получилось. 

В одной из предыдущих статей я писал о существовании теории музыкального восприятия. Согласно ей, у человека параллельно формировались несколько коммуникационных механизмов. Oдин из них - человеческая речь, стал ,в конце концов, основным, а остальные, такие как музыкальность, остались в качестве рудиментов или вспомогательных элементов (например, тональные языки). Поскольку они к этому времени уже сформировали определенные физиологические цепочки в организме человека, то организм продолжает их использовать. Этот тезис легко доказывается тем, что даже отрезанные от внешнего общения человеческие популяции практически всегда формируют свою музыкальную культуру, хотя бы в простейшем и примитивном виде.

-2

Учитывая тот факт, что эта музыкальная культура практически всегда первоначально связана с религиозными практиками, мы можем прийти к выводу, что музыка обладает определенными свойствами, замеченными еще нашими предками, например: формировать некое надинформационное поле, воздействующее на человека в обход разума, и заставляющее группу людей, собравшихся вместе, испытывать одновременно схожие чувства и эмоции. 

Одним из параметров описанной выше системы является ритм - по энциклопедическому определению: организация звукового потока во времени. Ритм является универсальной характеристикой для как для человеческой речи, так и для музыки, поэтому в силу этого качества может использоваться для связывания этих двух коммуникативных элементов между собой. К этому можно добавить то, что ритм также существует в качестве характеристики физиологических процессов, определяя процесс чередования состояний. 

Согласно исследованиям норвежских ученых Аре Бреана и Гейра Скейе, феномен «захвата ритма», то есть способность улавливать ритм движения и следовать ему, присущ исключительно людям. Это свойство на ранних этапах эволюции человека, предположительно использовалось как приспособительный механизм для увеличения скорости совместного движения. (на мой взгляд , чувство ритма судя по всему, также присуще и еще и птицам, во всяком случае некоторым видам) 

Примеры ритмической индукции мы можем наблюдать у людей с самого раннего детства. Например , когда вы видите приплясывающего у телевизора годовасика, едва научившегося стоять на ногах: это он так реагирует на ритм.

Или, почему маленьким детям так хорошо заходят стихи Корнея Чуковского? Дети их с удовольствием слушают еще в тот момент, когда даже не особо понимают, о чем они. Это потому, что стихи Чуковского очень ритмичные:

Жил-дабыл-кроко-дил-он-поули-цам-ходил-по-туре-цки-гово-рил ..

Корней & Крокодил
Корней & Крокодил

Когда еще не было стихов Чуковского , малых деток развлекали потешками, которые также имели простую и четкую ритмику: 

Шумит-гудит-по-улице-едет-Фома- наку-рице-Тимошка-нако-шке-скачет-подо-рожке..

Содержание таких стишков имеет второстепенное значение, равно как и полностью понимать, что же там у Чуковского в стихах происходит, дети начинают только к 3-4 годам. 

Вернемся к музыке. Для простоты, допустим, что от произвольного набора звуков музыку отличает наличие у нее мелодии, гармонии и ритма. (гармония нас пока не интересует, так что временно ее отбросим).

Если с мелодией все понятно - ее создают музыкальные инструменты или человеческий голос, то ритмом все не так просто. Являясь собственно вещью нематериальной - соотношением длительности звука и пауз, он может быть четко проявлен особой группой музыкальных инструментов - ударными (той их разновидностью, которые не имеют настройки на определенные звуки), хотя в принципе, эту роль могут исполнять другие инструменты, играющие в низких звуковых диапазонах. 

Барабан Тайко
Барабан Тайко

Именно они вытаскивают на свет этого таинственного невидимку и выставляют его на передний план. А за счёт того, что такие инструменты все таки обладают еще и фактурой, то ритмические композиции в их исполнении... тоже считаются музыкой. То есть ритм и фактура - это минимальный комплект для создания музыки. 

При этом мелодия и ритм отвечают за свои области воздействия на человека. Если мелодия - это инструмент тонкий, воздействующий на эмоции высшего порядка, то ритм - это кувалда, которая бьет по физиологии. Я думаю, нет такого человека, который бы никогда не покачивал бы головой в такт музыке, или не не отбивал ритм ногой. Как вы думаете, что заставляло вас производить эти конкретные физические действия? 

Мелодия и Ритм
Мелодия и Ритм

Ладно, с основами мы немного разобрались, теперь поговорим об истории.

Привычная нам песенная форма подачи музыкального материала, когда голос исполнителя является музыкальным инструментом и исполняет мелодию отнюдь не является единственным из возможных способов соединения текстового и музыкального материалов. 

Еще с античных времен существовал жанр мелодекламации, в котором текст только ритмически синхронизируется с музыкой. Также можно упомянуть промежуточную форму - речитатив, так часто встречающийся в классической опере.

Одна из разновидностей мелодекламация - Sprechstimme ( Шпрехштимме ) активно использовалась и развивалась германскими и австрийскими композиторами на рубеже 19-20-го веков.

В связи с этим, имеет смысл упомянуть одного из самых последовательных энтузиастов подобной вокальной техники - австрийского композитора Арнольда Шенберга. Его цикл "Лунный Пьеро", написанный на адаптированные стихи Альбера Жиро, наделал много шума в 1912 году; во многом именно из-за необычного использования мелодекламации.

Шёнберг слева
Шёнберг слева

Вот какие указания певцам по поводу исполнения своего произведения давал сам Шёнберг

Записанная нотами мелодия для голоса (кроме особо указанных исключений) не предназначена для пения. Перед исполнителем стоит задача сделать из нее мелодию речевого пения, не забывая о предписанной высоте звуков. Это достижимо, если исполнитель 
I. абсолютно точно соблюдает ритм, как если бы он пел, т.е. он не может позволить себе больше, чем при исполнении вокальной партии; 
II. он полностью осознает различие между звуком спетым и звуком произнесенным. В пении высоту звука надо твердо "держать", в речи-пении она задается, но не держится, а падает или "взлетает". Но исполнителю ни в коем случае не следует впадать в напевную декламацию. Это будет совершенно не то. Не следует стремиться к реалистически-естественному чтению. Напротив, должна четко ощущаться разница между обычным чтением и чтением, участвующим в создании музыкальной формы. Но последнее не должно напоминать пение." 

Таким образом, рэп является частной формой мелодекламации, поэтому революционным жанром его назвать сложно. Равно как и величание рэпом пыхтелок Винни-Пуха, песни Prisencolinensinainciusol Адриано Челентано, речевки Софии Ротару Я-Ты-Он Она - Вместе целая страна" и "We Will Rock You" ВИА "Куин" уместно только в виде шутки.

Не рэперы
Не рэперы

Что же такого произошло в поп-музыке, что мелодекламация, практически ушедшая из популярной музыки, неожиданно воспряла и оттяпала значительный кусок пирога у песни?

По моему мнению, тому причиной был глобальный кризис, к которому пришла популярная музыка к рубежу 80-х годов. С ней произошло приблизительно то же самое, что и с академической музыкой и живописью на рубеже 19-20-го веков, когда в рамках традиционных форм все уже было испробовано, и новое поколение художников и композиторов совершенно не желало кануть в лету в качестве унылых подражателей титанам прошлого.

Из этого кризиса академическая музыка и живопись выходили разными путями, и поп-музыка, как ни странно, в какой то степени повторила путь не своей дальней родственницы, но живописи, во многом благодаря тому что сам жанр предполагает взаимодействие с гораздо большим количеством потребителей. Это было обращение к архаичным формам, акцент на простые но эффективные способы воздействия на публику. Новые произведения уже не требовали высокого технического исполнительского мастерства, но предполагали особую работу над контекстом и формой подачи.  

Все и так знают
Все и так знают

Поэтому рэп, как нельзя более соответствовал новым веяниям, можно сказать, являл их в концентрированной форме. 

Декламация, положенная на мощный бит - это вещь незамысловатая и прямолинейная, но эффективная как лом за счёт свойств ритма, рассмотренных нами выше. 

Так, в частности, культуролог и музыкальный критик Анатолий Машевский, комментируя нашумевший в свое время баттл российских рэперов Оксимирона и Гнойного счел уместным сопоставить манеру читки Оксимирона с магическими обрядами, а именно – практикой произношения заговоров и заклинаний, способной влиять на человеческое сознание.

 «Забавно, что вся толпа поклонников думает, что имеет дело с новейшим явлением. На самом деле они обращаются к фантастической архаике»
Оксимирон и Гнойной
Оксимирон и Гнойной

На этом вводную часть мы закончили, а в следующий раз поговорим как раз о таких составляющих успеха, как форма и контекст. 

Продолжение :

Откуда взялся этот "дурацкий" рэп и сколько он нас еще будет мучить. Отвечаю на вопросы и замечания читателей
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРШОК КЛУРИКОНА 2 октября 2020

Также по теме можно почитать :

Посмотрел скандальное видео Моргенштерна. Делюсь впечатлением
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРШОК КЛУРИКОНА 7 сентября 2020

 

Рэп
3264 интересуются