Найти в Дзене
56-я Параллель

Как после Второй Мировой ВМФ СССР и США строили субмарины, аналог немецких лодок 21-ой серии. «Тэнг» против светской 613-ой.

Пугающий прогноз 1947 года о том, что в ближайшее десятилетие в СССР спустят на воду до 2 тыс. дизель-электрических подводных лодок, вынудил правительство США выплатить военно-промышленному комплексу гигантские ассигнования на новые разработки.

Основанием, к принятию такого решения, послужило обследование 2-х немецких подводных лодок XXI серии. Доклад с результатами обследования лег на стол руководителю корабельного бюро Министерства обороны США контр-адмиралу Эрлу Миллсу.

Немецкая подводная лодка XXI серии.
Немецкая подводная лодка XXI серии.

Дальность хода в подводном и надводном положении, скорость, глубина погружения, а также совершенство бортового оборудования немецких подводных лодок 21-ой серии, повергли опытного моряка в состояние шока. Все основные подводные американские субмарины на несколько десятилетий отставали по техническому уровню от немецких лодок.

Силовая установка немецкой подводной лодки состояла из дизельных двигателей, электромоторов и аккумуляторов. Запас хода на перископной глубине 21-ой составлял 16500 морских миль, а в экономичном режиме достигала рекордных 490 морских миль.

Немецкая подводная лодка XXI серии.
Немецкая подводная лодка XXI серии.

Стоит также отметить, что по другим параметрам она во многом превосходила американские и советские разработки. На 21-ых торпеды заряжались с помощью специальных механизмов, что значительно сокращало время приведения субмарины в полную боеготовность.

Но самое главное, что немецкие лодки снабжались устройством, благодаря которому дизельный двигатель работал под водой, и которого не было еще ни на одной существующей субмарине. По немецкой военно-морской терминологии оно называлось «Шноркель».

С помощью Шноркеля немецкая лодка могла под дизелями идти, как в надводном положении, так и на перископной глубине. Также при глубоководном погружении, лишившись атмосферного воздуха, дизеля останавливались, и лодка приводилась в движение электромоторами.

Шноркель – это своеобразная мачтовая шахта, состоящая из двух каналов. По одному каналу поступал забортный воздух для работы дизелей, по второму каналу отводились отработанные газы силовой установки.

Шноркель
Шноркель

Надводная часть Шноркеля, демаскировавшая лодку при движении на перископной глубине, покрывалась радиопоглощающим материалом и была незаметна для радаров противника.

Такая подводная лодка, не расходуя аккумуляторную батарею, могла не всплывать во время всего похода, и идти на перископной глубине при работающем дизеле, что существенно затрудняло ее обнаружение.

Стоит так же отметить, что подводном положении немецкие подводные лодки 21-ой серии меньше шумели. На скорости в 6 узлов они были тише, чем американская или советская субмарина на скорости в 2 узла.

Наличие гидроакустического комплекса позволяло атаковать цели вслепую, а каучуковое покрытие корпуса скрывало подводную лодку от гидролокаторов противника.

-4

Во второй половине войны, немцы ежемесячно планировали выпускать около 30 подводных лодок 21-ой серии. Если бы эти планы были реализованы, Третий рейх имел бы реальный шанс уничтожить британо-американское судоходство в Атлантике.

Но СССР, который из союзника переклассифицировали в потенциально противника, уже был способен наладить производство аналога немецких подводных лодок 21-ой серии. Советские конструкторы также получили доступ к 4-м подобным немецким трофеям.

В то время надводный флот, который был бы способен соперничать с США и Великобританией, даже не пытались строить в СССР, и военно-морской флот преимущественно был настроен на выпуск аналогов немецких лодок 21-ой серии.

В это же время в США, с одобрения комитета начальников штабов, утверждают программу строительства подводных судов нового класса. Программа получила обозначение «Гуппи», и была ориентирована на применение достижений немецких корабелов в американском подводном флоте.

Для полной реализации этой программы необходима была закладка корпусов совершенно иной геометрии, с другой внутренней компоновкой отсеков, с применением множества мер для обеспечения незаметности. Разработка самой совершенной в мире субмарины оказалась слишком дорогим удовольствием, даже для военного бюджета США.

Но США не имели права отступить в этой битве. Поэтому подводная лодка типа «Тэнг» задумывалась, как самая совершенная в мире субмарина, способная не только защищать американское побережье от русской армады, но и совершать длительные автономные рейды к советским берегам, расчищая путь авианосным группам.

В СССР трофейные немецкие подводные лодки с исключительной дотошностью изучили группой опытных инженеров-конструкторов, под руководством генерального конструктора ЦКБ-18 Владимира Перегудова.

Работы над новым проектом начались в 46-ом году. Перед Владимиром Перегудовым поставили задачу разработать отечественную версию немецкой субмарины.

В документации нового изделия, значилось наименование проект 613. Изначально был построен полноразмерный деревянный макет подводной лодки, длинной 76 метров, со всем внутренним оборудованием, двигателями и торпедными аппаратами.

С помощью этого макета проектировщики стремились заранее убедиться, что все механические узлы лодки и оборудования будут находиться в ней на своих местах и не потребуют переделки. Разрушенная войной страна не могла позволить себе роскоши и потратить время и огромные средства напрасно.

Срок проектного пребывания в автономном плавании ограничивался 30 сутками. Но стоит отметить, что на деле советским подводникам приходилось находиться в походах по несколько месяцев. Но в сравнительно небольшой корпус подводной лодки проекта 613 поместилось только самое необходимое.

Подводные лодки проекта 613
Подводные лодки проекта 613

Из экономии средств, обитаемость подводной лодки проекта 613 оставляла желать лучшего. Проектировщики практически полностью пожертвовали комфортом. Считалось, что за непродолжительное время похода экипаж выдержит и в спартанских условиях.

Советские конструкторы не стали применять в разработке многие дорогостоящие немецкие технические решения. Экономия стояла во главе конструкторского подхода к большинству узлов, механизмов и агрегатов проекта 613.

Но самое главное было то, что советская лодка получила устройство РДП (работа дизеля под водой) - аналог немецкого Шноркеля.

Кроме того, дизельные двигатели крутили только электрогенераторные валы, а гребные винты вращались электромоторами. Это позволило достичь практически полной скрытности при движении на глубине.

А для того, что бы исключить возможность обнаружения акустиками противника по шуму были предусмотрены электродвигатели эконом-хода мощностью 50 КВт, которые обеспечивали движение субмарины в режиме подкрадывания, и не были слышны, причем не одной из существующих в то время акустических станций.

Первая подводная лодка С-80 проекта 613 сошла со стапелей на заводе № 112 «Красное Сормово» в 51-ом году в г. Горьком. Стоит отметит ь, что проект 613 был самым массовым проектом советских подводных лодок. За все время, с 51 по 57 год, было произведено 215 субмарин. . В условной кодировке НАТО советские подводные лодки проекта 613 получили обозначение «Виски»

Дизель-электрическая подводная лодка С-189 проекта 613
Дизель-электрическая подводная лодка С-189 проекта 613

Задачи спустить со стапелей 2000 новых дизель-электрических субмарин, в Советском Союзе никогда не ставилось. Исходили из расчетов разумной достаточности. Для защиты советских морских рубежей необходимо было финансировать создание и других видов вооружения.

Закладку сразу нескольких корпусов лодки проекта 613, на производстве удержать в секрете было просто невозможно.

В Пентагоне всполошились. При производстве первых 4-х американских подводных кораблей нового класса серии «Тэнг» в США не экономили, так как стремились создать настоящий шедевр.

Контракт на поставку двигателей для американских подводных лодок выиграл концерн General Motors, которые убедили конструкторов сэкономить на длине корпуса.

Для этого проекта они рекомендовали применить свои инновационные вертикальные двигатели. Но факт того, что эта компания никогда не выпускала двигатели для судов, никого вначале не насторожил.

Подводная лодка типа "Тэнг"
Подводная лодка типа "Тэнг"

Также на этапе постройки обнаружилась масса недочетов американских проектировщиков, которые не делали макетов, подобных советским. В результате этого при проектировании ошиблись с геометрией в носовой части.

Её объем, а соответственно и запас плавучести, был недостаточен для установленных механизмов, что в результате погружения обеспечивало большой крен на переднюю часть. Так что американским конструкторам пришлось срезать переднюю часть для ее увеличения.

Разрабатываемая, как средняя подводная лодка, Тэнг в конечном итоге приобрела тоннаж большой океанской субмарины. Он составлял более 2400 тонн в подводном положении. Советская же лодка проекта 613 сумела остаться в проектных границах, и ее тоннаж составил 1347 тонн.

В конечном итоге испытания подводной лодки серии Тэнг выявили непригодность двигателей General Motors. Его шум на полных оборотах достигал 140 дБ. При испытаниях акустики слышали этот грохот за десятки миль.

Для экономии длинны корпуса двигатель был выполнен с вертикальным коленвалом, а генератор размещался под дизелем, вследствие чего постоянно заливался моторным маслом. Так что в гавань зачастую лодки возвращались на буксире.

Для замены этого двигателя на традиционный, с горизонтальным коленвалом, не хватало длины моторного отсека. Все лодки пришлось заново заводить на стапели, и снова резать и удлинять корпус. В итоге лодка серии Тэнг достигла длинны 82 метра, вместо проектных 77-ми.

-8

При этом дальность автономного плавания, оказалась сопоставима с советской лодкой, и составляла 8580 морских миль у проекта 613 против 10 тыс. миль у Тэнг. Такая же ситуация была и с глубиной погружения, которая составляла 200 метров, против 210 соответственно.

Как подводный корабль для длительных походов к берегам СССР, американская подводная лодка серии Тэнг себя не оправдала. В результате такого похода требовалась дозаправка топлива и снабжение различными припасами.

Единственное в чем американская подводная лодка выигрывала, так это в скорости в подводном положении - 18,3 узла, против 13-ти у советской лодки. Также она выигрывала в количестве вооружения - 6 торпедных аппаратов в носовой части и 2 на корме, против 4-х в носовой и 2 на корме у советской.

Подводная лодка типа "Тэнг"
Подводная лодка типа "Тэнг"

В пользу Тэнг был и боекомплект, который состоял из 26-ти торпед, против 12-ти у советской, что было достаточно для отражения нападения было вполне достаточно.

Несмотря на экономию и оборонный характер строительства подводного флота, в СССР одновременно с проектом 613, велись работы по проекту 611. Это была большая океанская подводная лодка, с водоизмещением в 2600 тонн и неплохими условиями обитаемости.

Эти боевые лодки были выпущены малой серией в 56 единиц, но длительное время автономного плавания - до 75 суток, запас хода - до 22 тыс. морских миль, что более в 2 раза, чем у Тэнг. А аналогичное торпедное вооружение диктовало американцем уже свои условия.

Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.

Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ