Найти тему
Руслан Ярханов

Автоединороги.

Оглавление

Представить гонщика из Британии, Германии, Италии, Бразилии, да даже из США несложно. Были примеры, были исторические прецеденты. У этих стран есть автогоночные традиции, есть чемпионы, есть национальные гран-при. А вот гонщика из Польши, например, до 2006-го года было представить тяжело и до появления Роберта Кубицы эта восточноевропейская страна для мира Формулы-1 была Terra Incognito. Когда такая мысль меня посетила, я с удивлением понял, что сегодня вообще невозможно никого удивить необычным происхождением. В чемпионате мира выступали и индийцы, и индонезиец, и колумбиец, чех, поляк, венгр. Даже однажды уроженец Ванкувера, но гражданин Гонконга по паспорту Аддерли Фонг участвовал в пятничных тренировках за Sauber. Глобализация сейчас позволяет увидеть невероятно пеструю россыпь национальностей на старте гран-при. Раньше же все было немного иначе. В 60-е года было сложно представить в принципе гонщика из Азии, например. А такая богатая на таланты страна, как Бразилия, обзавелась своим первым по-настоящему сильным гонщиком только в 1970-м году, когда Эмерсон Фитипальди дебютировал за Lotus. Я немного поковырялся в истории и решил собрать 6 самых... необычных стран, под флагом которых выступали когда-либо гонщики в Формуле-1.

ВАЖНО! Я решил ограничить себя периодом с 1950 по 1992 года. Именно так потому, что в начале 1990-х годов окончательно сформировались процессы глобализации, которые сформировали не только современную Формулу-1, но и весь мир в целом.

ГДР.

Наиболее частыми появления гонщиков из "негоночных" стран происходило, если сами гонки проходили где-то рядом. К примеру, представить спортсмена из соцлагеря в самом капиталистическом виде спорта можно, но с трудом. А ведь очень часто в 50-60-е года гонщики из ГДР приезжали на этапы в Нюрбург. Таких пилотов было четверо - Эдгар Барт, Тэо Фитцау, Эрнст Клодвиг и Руди Краузе. Гран-при Германии 1953 года стало самым "массовым" по количеству гонщиков из Восточной Германии, приехали все четверо. Стоит заметить, что Барт помимо еще трех поездок на Нюрбургринг в 1960-м году приезжал в Монцу участником гран-при Италии.
Наивысшим для восточных немцев был результат того же Барта на гран-при Германии 1958 года, 6 место. Однако очков он не получил, так как выступал на болиде Формулы-2.

Лихтенштейн.

Самая экзотическая страна из списка, потому что очень тяжело осознать, как на площади чуть более полутора сотен квадратных километров и при населении на тот момент чуть более 20 тысяч человек возник автогонщик, который дорос до Формулы-1. Но осознавать не придется после знакомства с героем. Фредерик фон Опель, более известный как Рикки фон Опель, правнук основателя компании Opel Адама Опеля. Родился в Нью-Йорке, соответственно, по праву рождения имел право на гражданство как ФРГ, так и США. Что стало причиной такого выбора мне до конца не понятно, скорее всего, то, что сейчас называют хайпом, потому что в деньгах потомок такого известного человека явно не нуждался.
Результаты немца (все-таки именно немца) были довольно скудны. 14 гран-при, 10 стартов, лучшая позиция - 9-я на гонках в Андерсторпе и Зандворте в 1974-м году.

Марокко.

Ситуация, которую можно назвать неким комбо от двух вышеописанных. Робер Ля Каз, чистокровный француз, родившийся в Париже, однако (возможно ради получения финансовой поддержки для участия в гонках) решил заявиться на Гран-при Марокко 1958 года под марокканским флагом. Финишировал 14-м в пяти кругах позади победителя Стирлинга Мосса. Больше на старт не выходил. В качестве еще одного достижения было то, что с 2012-го года и до самой смерти в 2015-м он был старейшим из живших на тот момент участников хотя бы одного гран-при.

Уругвай.

В 50-е годы гонки своей популярностью в Южной Америке во многом обязаны личностям Хуана-Мануэля Фанхио в большей степени и Хосе-Фройлана Гонсалеза в меньшей. Проводившийся в те времена гран-при Аргентины, помимо местных аргентинцев, периодически посещали гонщики-любители из соседнего Уругвая. Альфредо Уриа, Оскар Гонсалес и Аструбель Байардо приезжали на гран-при в 1955-м, 1956-м и 1959-м годах. Однако не они были первопроходцами. В 1952-м году на машине Maserati на гран-при Великобритании, Германии и Италии выступал уругвайский предприниматель Хейтель Кантони. Лучшим его достижением было 11-место на финише гран-при Италии. Однако лучшим для уругвайцев был совместный финиш на шестом месте Урии и Гонсалеса на гран-при Аргентины 1956 года.

Родезия.

Аналогично Уругваю, в Родезии (ныне Зимбабве) периодически находились фанаты автоспорта, приезжавшие выступать в Кьялами. Самым известным и успешным среди них является Джон Лав, 9 раз стартовавший на южноафриканском гран-при и завоевавший второе место в гонке 1967 года. Стоит заметить, что однажды Лав все-таки покинул родной Черный континент и посетил как участник европейскую гонку. В 1964-м году он участвовал в гран-при Италии, но даже не смог стартовать из-за поломки двигателя. Кроме него в гонка в ЮАР в разные годы участвовали Сэм Тингл, Клайв Пази и Майк Харрис. Среди них лучшего результата добился Тингл на гонке в 1969 году (8 место).
Забавный факт - несмотря на то, что все гонщики были из страны из так называемой "Черной Африки", ни один из них не был темнокожим, что в принципе вполне объяснимо, так как на территории современного Зимбабве в колониальный период большинством являлись потомки европейских фермеров.

Чили.

Самый... долгопродержавшийся в Формуле-1 из всех здесь названых. Знакомьтесь, Элизеу Салазар, уроженец Сантьяго, двукратный чемпион аргентинской Формулы-4 и вице-чемпион британской Формулы-1. Успехи не остались незамеченными и уже в 1981-м году чилиец дебютирует за March. Карьера в этой команде оказалась весьма неплодотворной, всего раз он смог пройти квалификацию, но финишировать в той гонке не смог. На седьмой этап того года Салазар выходил уже гонщиком Ensign и он смог даже финишировать в гонке, но только 14-м. Всего за тот год он смог добраться до финиша еще раз, но зато в очках, в Зандворте чилиец занял шестое место.
В сезоне 1982 года Элизеу выступал уже за ATS и результаты стали немного лучше. На гран-при Сан-Марино он финишировал последним, однако из четырнадцати машин до финиша добралось всего пять, что позволило Салазару набрать 2 очка. В том же году чилиец в гонке на Хоккенхайме, будучи круговым, столкнулся с Нельсоном Пике, что вполне ожидаемо вылилось в потасовку прямо на трассе.
Всего за 3 неполных года Салазар поучаствовал в 37 гран-при и заработал 3 очка.

Разумеется, упомянуть всех я бы не смог в любом случае, их не так и мало, на самом деле, и статья бы растянулась на полсотни страниц. Я лишь затронул те случаи, которые совсем выбиваются из логической картины. Национальные гран-при всегда способствовали появлению местных энтузиастов, поэтому нет в списке ни Мексики, ни ЮАР, ни Монако, ни Нидерландов. Спасибо за внимание, пишите в комментариях представители каких национальностей в моторспорте (не обязательно в Формуле-1) при знакомстве вызвало у вас чувство вроде: "Вау! А там, оказывается, тоже есть гонщики".