Я писала о том, как мы помогли Грише научиться понимать и проявлять эмоции.
А сейчас хотела бы рассказать про два очень удачных способа взаимодействия.
Мы использовали их даже тогда, когда общаться с сыном было очень сложно.
Первый называется — Помоги мне, пожалуйста.
С помощью этой фразы я научила Гришу делать очень многие вещи. От приготовление самому себе еды, до построения геометрических фигур.
Если у вас есть хоть какой-то контакт с ребёнком, то надо просить помощи. Честно, открыто, беспомощно.
Я понимаю, что это актёрская игра, и, возможно, кому-то сложно будет с ней справиться. Но это того стоит.
Так же я использовала этот способ, когда начала Гришу учить писать. Даже на этом видео есть такие моменты. Я сама начинала писать, а потом просила помощи. И он помогал.
Помоги мне расстелить кровать. Не, иди ка сюда я буду тебя учить хозяйственным обязанностям. А помоги мне, пожалуйста.
Помоги мне сделать бутерброд. Пусть достанет хотя бы хлеб. А потом колбасу, сыр. И вы сделаете бутерброд. Следующим этапом вы нарежете всё, что надо, а он сложит. А уж потом и ножом научите пользоваться. Режете и говорите, помоги мне, пусть надавит на вашу руку.
Помоги мне достать тарелку. Помоги мне приготовить ванную. Помоги мне собраться в магазин. Помоги мне разобрать продукты, положить в холодильник. Помоги мне слепить вазочку. Помоги мне написать письмо. Я забыла, а какая здесь должна быть буква, помоги мне. Помоги мне выбрать книгу на полке. Помоги мне убрать твои игрушки. Помоги мне повесить или положить в шкаф бельё. Помоги мне донести продукты. Помоги мне вырезать снежинки. Помоги мне собрать пазл.
- И самое главное.
- Благодарность.
- Искренняя благодарность.
Гриша, например, знает, что мама слабая и ей надо помогать носить продукты из магазина. Не потому что его нагрузили. Нет, потому что он помогает маме. Ну и всё остальное тоже. Помогает и чувствует себя очень важным. Во всяком случае, так выглядит со стороны. Я, конечно, говорю ему: - Ты мой герой.
На что он отвечает: - Да, я твой герой.
Кто-то скептически сейчас может подумать, какое лицемерие.
А я отвечу: а вы будьте искренни.
------------------------------------
И второй способ взаимодействия, логично вытекающий из первого, называется — А можно я?!!!!
Использую его в тех случаях, когда у Гриши что-то не получается и вижу, что это вот-вот его доведёт до истерики.
Те, кто наблюдают за своими детьми, знают, что истерика не происходит внезапно. У неё всегда есть предпосылки, развитие нервного возбуждения, и вот потом уже истерика, которую сложно остановить. Но если верно вести себя в первые два этапа, то истерику можно погасить в зародыше.
Итак, застёгивает ребёнок замок, у него ничего не получается. Но помощи он просить не умеет (это, кстати, отдельный навык, и ему надо учить отдельно). Но вот не получается у ребёнка, и вот-вот на весь дом разразиться вопль. Можно, конечно, сказать: постарайся. Можно сказать, дай, я застегну. И ещё вздохнуть тяжело.
А можно с воплем и не сдерживаемым желанием на лице выкрикнуть: А можно я застегну твой замок?!!
И именно просите. Чтобы ребёнок дал согласие.
А потом благодарите.
- Спасибо, я очень хотела застегнуть твой замок. Спасибо тебе, сыночек. Ты - мой герой.
Для того, кому кажется этот метод полной чушью: - А как же дрессировка и -должен научиться сам-, повторяю, этот метод используется только, когда вы видите, что ребёнок на грани срыва.
В остальные моменты, конечно же, он должен учиться.
Но вопрос, сможет ли он научиться, прибывая в истерическом состоянии?
Забегая вперёд, скажу, что да, сможет. Если правильно действовать. И позже я напишу о том, как именно это делаю я. Но там всё очень сложно и требует подготовки.
А вот этот метод — А можно я?!! - поможет и ребёнку и вам прямо сейчас.
- Во-первых: ребёнок не получит негативного опыта. А это важно. Его жизнь и так переполнена провалами, даже если вы этого и не замечаете.
- Во-вторых: ваши нервы будут спокойнее.
- В-третьих: ребёнок будет считать, что он сделал для вас что-то хорошее. Вряд ли поймёт что. Но вы радуетесь, а значит, это что-то хорошее.
Итак:
А можно я доем твою кашу, если вы видите, что вот-вот начнутся вопли? А можно я выключу музыку? А можно я построю эту башню, наклею этот кружочек, нарисую вот эту вот загогулину (которая у тебя не получается и вот-вот полетят столы и стулья, только говорить этого не надо)? А можно я достану эту книжку для тебя? А можно я полежу с тобой (что-бы ты не носился как угорелый в двенадцать ночи)? А можно я вытру тебя после ванной? А можно с тобой почистить зубы?
И так далее.
Важно, если кто-то сильно боится, что деточка сядет на шею, предупреждаю, что, как только Гриша стабилизировался, этот способ отпал практически.
- Гриша, а можно я налью тебе сока? - говорю я ребёнку, который тащит из холодильника двухлитровую пачку.
- Нет, я сам.
- Гриша, а можно я найду в интернете этого грёбанного слона, из-за которого ты так сердишься?
- Нет, я сам, - сжимая зубы, говорит Григорий.
И так по всем фронтам.
Как только у него появились силы, он перестал нуждаться в подобной помощи.
Ну и он умеет теперь отслеживать своё внутреннее состояние и просить помощи, когда, действительно, нуждается.
Вот такие два нехитрых способа, которые
- позволят очень многому научить ребёнка,
- сократить его негативный опыт,
- вселить уверенность в свои силы,
- сделать самостоятельным хоть в чём-то, при этом не испытывать зависимости от близких.
Ведь его никто не заставляет в первом случае и никто не помогает во втором.
Естественно, два эти способа применять надо мягко. Если он не может помочь, не настаивайте. Если ему не нужно ваше: А можно я?! - не настаивайте.
Но не забывайте, так тоже можно.
Удачи вам и терпения!