Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Как общаться с аутистом. Два способа, которые сильно улучшают жизнь.

Я писала о том, как мы помогли Грише научиться понимать и проявлять эмоции.

А сейчас хотела бы рассказать про два очень удачных способа взаимодействия.

Мы использовали их даже тогда, когда общаться с сыном было очень сложно.

Первый называется — Помоги мне, пожалуйста.

С помощью этой фразы я научила Гришу делать очень многие вещи. От приготовление самому себе еды, до построения геометрических фигур.

Если у вас есть хоть какой-то контакт с ребёнком, то надо просить помощи. Честно, открыто, беспомощно.

Я понимаю, что это актёрская игра, и, возможно, кому-то сложно будет с ней справиться. Но это того стоит.

Так же я использовала этот способ, когда начала Гришу учить писать. Даже на этом видео есть такие моменты. Я сама начинала писать, а потом просила помощи. И он помогал.

Помоги мне расстелить кровать. Не, иди ка сюда я буду тебя учить хозяйственным обязанностям. А помоги мне, пожалуйста.

Помоги мне сделать бутерброд. Пусть достанет хотя бы хлеб. А потом колбасу, сыр. И вы сделаете бутерброд. Следующим этапом вы нарежете всё, что надо, а он сложит. А уж потом и ножом научите пользоваться. Режете и говорите, помоги мне, пусть надавит на вашу руку.

Помоги мне достать тарелку. Помоги мне приготовить ванную. Помоги мне собраться в магазин. Помоги мне разобрать продукты, положить в холодильник. Помоги мне слепить вазочку. Помоги мне написать письмо. Я забыла, а какая здесь должна быть буква, помоги мне. Помоги мне выбрать книгу на полке. Помоги мне убрать твои игрушки. Помоги мне повесить или положить в шкаф бельё. Помоги мне донести продукты. Помоги мне вырезать снежинки. Помоги мне собрать пазл.

  • И самое главное.
  • Благодарность.
  • Искренняя благодарность.

Гриша, например, знает, что мама слабая и ей надо помогать носить продукты из магазина. Не потому что его нагрузили. Нет, потому что он помогает маме. Ну и всё остальное тоже. Помогает и чувствует себя очень важным. Во всяком случае, так выглядит со стороны. Я, конечно, говорю ему: - Ты мой герой.

На что он отвечает: - Да, я твой герой.

Кто-то скептически сейчас может подумать, какое лицемерие.

А я отвечу: а вы будьте искренни.

------------------------------------

И второй способ взаимодействия, логично вытекающий из первого, называется — А можно я?!!!!

Использую его в тех случаях, когда у Гриши что-то не получается и вижу, что это вот-вот его доведёт до истерики.

Те, кто наблюдают за своими детьми, знают, что истерика не происходит внезапно. У неё всегда есть предпосылки, развитие нервного возбуждения, и вот потом уже истерика, которую сложно остановить. Но если верно вести себя в первые два этапа, то истерику можно погасить в зародыше.

Итак, застёгивает ребёнок замок, у него ничего не получается. Но помощи он просить не умеет (это, кстати, отдельный навык, и ему надо учить отдельно). Но вот не получается у ребёнка, и вот-вот на весь дом разразиться вопль. Можно, конечно, сказать: постарайся. Можно сказать, дай, я застегну. И ещё вздохнуть тяжело.

А можно с воплем и не сдерживаемым желанием на лице выкрикнуть: А можно я застегну твой замок?!!

И именно просите. Чтобы ребёнок дал согласие.

А потом благодарите.

- Спасибо, я очень хотела застегнуть твой замок. Спасибо тебе, сыночек. Ты - мой герой.

Для того, кому кажется этот метод полной чушью: - А как же дрессировка и -должен научиться сам-, повторяю, этот метод используется только, когда вы видите, что ребёнок на грани срыва.

В остальные моменты, конечно же, он должен учиться.

Но вопрос, сможет ли он научиться, прибывая в истерическом состоянии?

Забегая вперёд, скажу, что да, сможет. Если правильно действовать. И позже я напишу о том, как именно это делаю я. Но там всё очень сложно и требует подготовки.

А вот этот метод — А можно я?!! - поможет и ребёнку и вам прямо сейчас.

  • Во-первых: ребёнок не получит негативного опыта. А это важно. Его жизнь и так переполнена провалами, даже если вы этого и не замечаете.
  • Во-вторых: ваши нервы будут спокойнее.
  • В-третьих: ребёнок будет считать, что он сделал для вас что-то хорошее. Вряд ли поймёт что. Но вы радуетесь, а значит, это что-то хорошее.

Итак:

А можно я доем твою кашу, если вы видите, что вот-вот начнутся вопли? А можно я выключу музыку? А можно я построю эту башню, наклею этот кружочек, нарисую вот эту вот загогулину (которая у тебя не получается и вот-вот полетят столы и стулья, только говорить этого не надо)? А можно я достану эту книжку для тебя? А можно я полежу с тобой (что-бы ты не носился как угорелый в двенадцать ночи)? А можно я вытру тебя после ванной? А можно с тобой почистить зубы?

И так далее.

Важно, если кто-то сильно боится, что деточка сядет на шею, предупреждаю, что, как только Гриша стабилизировался, этот способ отпал практически.

- Гриша, а можно я налью тебе сока? - говорю я ребёнку, который тащит из холодильника двухлитровую пачку.

- Нет, я сам.

- Гриша, а можно я найду в интернете этого грёбанного слона, из-за которого ты так сердишься?

- Нет, я сам, - сжимая зубы, говорит Григорий.

И так по всем фронтам.

Как только у него появились силы, он перестал нуждаться в подобной помощи.

Ну и он умеет теперь отслеживать своё внутреннее состояние и просить помощи, когда, действительно, нуждается.

Вот такие два нехитрых способа, которые
  • позволят очень многому научить ребёнка,
  • сократить его негативный опыт,
  • вселить уверенность в свои силы,
  • сделать самостоятельным хоть в чём-то, при этом не испытывать зависимости от близких.
Ведь его никто не заставляет в первом случае и никто не помогает во втором.
Естественно, два эти способа применять надо мягко. Если он не может помочь, не настаивайте. Если ему не нужно ваше: А можно я?! - не настаивайте.
Но не забывайте, так тоже можно.

Удачи вам и терпения!