Влияние китайской культуры на индонезийскую уступает исламу, буддизму или индуизму. Но тем не менее она сыграла особую роль в развитии визуального искусства в Индонезии. Многие формы китайского искусства были адаптированы индонезийцами и ассимилированы с индонезийской культурой с самого начала прибытия китайцев на архипелаг. Основным отличием от других влияний, китайское искусство перенималось как материальное искусство, без религиозных и социально-культурных составляющих. Таким образом влияние китайского искусства строго ограничивалось адаптацией его форм индонезийцами.
Торговые отношения и искусство
Торговые отношения Индонезии с Китаем начались в 3-4 вв., за несколько сотен лет до того, как культурные влияния были замечены. Первые свидетельства были найдены в портовых городах, где китайские купцы в основном и обосновывались, создавая семьи с местными индонезийцами.
Иногда китайские принцессы выходили замуж за индонезийских правителей. Они привозили с собой так званое придание – артефакты китайского ремесла, которые в итоге повлияли на индонезийское искусство.
Элементы архитектуры
Архитектура – одно их самых распространенных свидетельств, где заметны элементы влияния китайской культуры на индонезийскую.
Известно, что китайские храмы отличаются уникальными мотивами и оригинальными идеями орнамента. Так, на яванских храмах изображены такие элементы китайского искусства, как кривые, изогнутые линии, а также мотивы облаков, например, Джалатунда рельефы (Jalatunda) 10-го века храмавого комплекса Панатаран (Panataran), заложенные еще в период Маджапахита (13-16 вв.). На Бали влияние китайской культуры замечено на крышах дворцов (на территории Gianyar).
Даже после адаптации ислама в Индонезии, влияние китайского искусство продолжалось: местные художники изображали китайские мотивы, что были изображены на привезенной из Китая керамике и картинах для продажи.
Китайский дизайн можно встретить и на мечетях. Самыми популярными мотивами на входных воротах во дворец (например, Kasepuhan kraton) стали облака и скалы – «мегамендунг» и «вадасан» (megamendung; wadasan). Несмотря на то, что каждый двор был выполнен в своем индивидуальном стиле, в них присутствовали китайские элементы – помимо облаков и скал, были еще сады и животные.
Тарелки на стенах дворцов и мечетей в Бантенге, Демаке, Кудусе, Джепара, Чиребоне, Тубане – это еще одна характерная черта влияния китайского искусства, точно также, как и использование красного с золотым цветов на различных изделиях из дерева, например, на стульях, стенных шкафах, т.д.
Стиль мебели, как было сказано выше, также попал под влияние китайского искусства. До 16-го века индонезийцы в основном сидели и спали на матрасах на полу, но после 16 в. аристократы начали использовать стулья и софы в своих дворцах, чтобы сидеть на одном уровне с иностранцами. Мебель с китайским орнаментом по большей части использовалась этническими китайцами, которые прибывали на территорию Индонезии, ассимилировались с местной культурой, создавая здесь семьи.
Текстиль под влиянием китайского искусства
Текстиль – стал одним из самых популярных вещей торговли на территории Индонезии, а китайские мотивы и орнаменты позже были найдены на батиковых тканях индонезийцев. Для западного побережья Явы характерны яркие мотивы птиц и цветов. В Чиребоне стали популярны мотивы с облаками и скалами.
Влияние китайской культуры прослеживается и в балийских саронгах «сонгкет» (songket), выполненные золотыми нитями и на тканях «каин прада» (kain prada), обозначающих золотой листок.