Найти в Дзене
Ольга Осипенко

Почему вундеркинды далеко не гении. История известного вундеркинда XX в. Сайдиса и детство настоящего гения - Пушкина.

«Американец Уильям Джеймс Сайдис первый раз попытался поступить в Гарвард в семь лет. Его не взяли только из-за возраста. Пришлось ждать, работать над искусственным языком и писать книжки. Мальчик, который читал газеты с восемнадцати месяцев, к восьми годам написал четыре книги.

Когда Уильяму было одиннадцать, в Гарварде открыли экспериментальное отделение для одаренных детей, и его наконец приняли. В двенадцать он читал лекции в Гарвардском математическом клубе – настолько глубоки были его познания в области высшей математики. Ему прочили будущее великого математика, а между тем эти лекции оказались вершиной его достижений.»- этот отрывок из книги «Русские опыты воспитания гениев», как, впрочем и сама книга-развеяли несколько мифов об одаренных детях.

На нашем канале мы часто затрагиваем вопросы творческого воспитания, развития природных талантов и выступаем против опережающего развития ребёнка. Поэтому сегодня на примере всемирно признанного гения Александра Сергеевича Пушкина рассмотрим тот факт, что гений-это далеко не вундеркинд. Да и, честно говоря, изучая биографии выдающихся личностей можно сказать, что очень малый процент гениев в детстве отличались каким-то экстраординарными способностями.

Что же стало дальше с Сайдисом?

Дальше только неудачная преподавательская деятельность, конфликты со студентами, незаконченное юридическое образование, работа оператором счетной машины на Уолл-стрит и коллекционирование железнодорожных билетов, о которых он написал трактат.

Уильям Сайдис
Уильям Сайдис

Я согласна с автором книги про русских гениев Юлией Ященко в том, что основное отличие вундеркиндов от потенциальных гениев в том, что на одаренных детей окружающие возлагают слишком много надежд. Это несёт опасность того, что ребёнок забывает о своём возрасте. Согласитесь, всегда немного жалко вундеркиндов? Такое ощущение, что у них нет детства. Слишком много отвественности за свой дар и слишком много восторгов от взрослых, которые тяжелы для психики ребёнка. А ведь творческая природа гения как раз заключается в некоей «детскости» и непосредственности. И многим нужно время, чтобы этот дар «созрел».

Давайте про Пушкина)

Знаменитый портрет Пушкина руки Ореста Кипренского
Знаменитый портрет Пушкина руки Ореста Кипренского

Как раз об этом и вспоминает его сестра: «До шестилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкою Марьею

Алексеевною, залезал в ее корзину и смотрел, как она занималась рукодельем... Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив».

«Точно проснулся от сна», – пишет Ариадна Тыркова-Вильямс. Сестра в своих воспоминаниях приводит мало фактов, касающихся непосредственно брата. Но вот этот перелом был ею, которая всего на полтора года старше поэта, замечен, то есть действительно был резким и ярким. 

Но вот уже в школьном возрасте (если переводить на современные понятия), природа одарённости начала набирать обороты. 

Вскоре после «пробуждения» Александр начинает много читать. «Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой», – вспоминал потом брат Лев. Сестра Ольга уверяла, что девятилетний Александр любил читать Плутарха и увлекался Гомером во французском переводе. Была «проглочена» и вся русская литература: Ломоносов, Дмитриев, Фонвизин, Княжнин, Батюшков, Жуковский. Почти одновременно Александр начинает сочинять. Увлекшись Мольером, пишет маленькие комедии и разыгрывает их перед сестрой. Когда однажды сестра освистала его пьесу, он сочинил первую эпиграмму на самого себя. Пробует писать басни, а в десять лет под влиянием Вольтера записывает поэму в шести песнях. 

В это время портрет Пушкина уже иной, оставлен он бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины».

Что касается учебы, то в 1817 году Александр Пушкин окончил Лицей, то есть, ему было 17-18 лет. По успеваемости он был 24-м из 29 выпускников. 

Няня Арина Родионовна
Няня Арина Родионовна

Как видим, по сухим фактам - ничего выдающегося. В то время многие из дворянских детей писали стихи в школьные годы. Хотя, конечно, уже в лицейские годы многие отмечали его небывалый поэтический талант. 

Бабушка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал
Бабушка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал

Отец Пушкина, Сергей Львович
Отец Пушкина, Сергей Львович

Что касается золотого века или века русских гениев (19-начало 20 вв), то в нем было много особенностей своего времени. Поэтому сложно сравнить с современностью и сказать, чего же сейчас не хватает для воспитания таких выдающихся личностей. Скорее интересно изучать биографии и делать какие-то практические выводы для себя.

Например, интересно то, что дворянские дети поступали в лицей примерно в 10-12 лет. До этого у них было больше свободного времени, были няни, которые позволяли детям играть. Во многих биографиях отмечается то, что няни иногда «отбивали» детей у гувернеров и следили, чтобы у ребёнка было время для игр. 

Я не говорю о том, что мы должны стремиться к тому, чтобы у нас были одаренные дети. Во-первых, это природные способности. Во-вторых, главное, чтобы ребёнок не потерял свой талант из-за родительских ошибок. Поэтому в очередной раз прихожу к тому, что маленьким детям (дошкольникам и младшим школьникам) нужно больше свободы и меньше дисциплины. 
А если ребёнок проявляет экстраординарные способности, то не стимулировать их развитие, а давать возможность «созреть дару» и прожить ребёнку счастливое детство.