«Американец Уильям Джеймс Сайдис первый раз попытался поступить в Гарвард в семь лет. Его не взяли только из-за возраста. Пришлось ждать, работать над искусственным языком и писать книжки. Мальчик, который читал газеты с восемнадцати месяцев, к восьми годам написал четыре книги.
Когда Уильяму было одиннадцать, в Гарварде открыли экспериментальное отделение для одаренных детей, и его наконец приняли. В двенадцать он читал лекции в Гарвардском математическом клубе – настолько глубоки были его познания в области высшей математики. Ему прочили будущее великого математика, а между тем эти лекции оказались вершиной его достижений.»- этот отрывок из книги «Русские опыты воспитания гениев», как, впрочем и сама книга-развеяли несколько мифов об одаренных детях.
На нашем канале мы часто затрагиваем вопросы творческого воспитания, развития природных талантов и выступаем против опережающего развития ребёнка. Поэтому сегодня на примере всемирно признанного гения Александра Сергеевича Пушкина рассмотрим тот факт, что гений-это далеко не вундеркинд. Да и, честно говоря, изучая биографии выдающихся личностей можно сказать, что очень малый процент гениев в детстве отличались каким-то экстраординарными способностями.
Что же стало дальше с Сайдисом?
Дальше только неудачная преподавательская деятельность, конфликты со студентами, незаконченное юридическое образование, работа оператором счетной машины на Уолл-стрит и коллекционирование железнодорожных билетов, о которых он написал трактат.
Я согласна с автором книги про русских гениев Юлией Ященко в том, что основное отличие вундеркиндов от потенциальных гениев в том, что на одаренных детей окружающие возлагают слишком много надежд. Это несёт опасность того, что ребёнок забывает о своём возрасте. Согласитесь, всегда немного жалко вундеркиндов? Такое ощущение, что у них нет детства. Слишком много отвественности за свой дар и слишком много восторгов от взрослых, которые тяжелы для психики ребёнка. А ведь творческая природа гения как раз заключается в некоей «детскости» и непосредственности. И многим нужно время, чтобы этот дар «созрел».
Давайте про Пушкина)
Как раз об этом и вспоминает его сестра: «До шестилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкою Марьею
Алексеевною, залезал в ее корзину и смотрел, как она занималась рукодельем... Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив».
«Точно проснулся от сна», – пишет Ариадна Тыркова-Вильямс. Сестра в своих воспоминаниях приводит мало фактов, касающихся непосредственно брата. Но вот этот перелом был ею, которая всего на полтора года старше поэта, замечен, то есть действительно был резким и ярким.
Но вот уже в школьном возрасте (если переводить на современные понятия), природа одарённости начала набирать обороты.
Вскоре после «пробуждения» Александр начинает много читать. «Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой», – вспоминал потом брат Лев. Сестра Ольга уверяла, что девятилетний Александр любил читать Плутарха и увлекался Гомером во французском переводе. Была «проглочена» и вся русская литература: Ломоносов, Дмитриев, Фонвизин, Княжнин, Батюшков, Жуковский. Почти одновременно Александр начинает сочинять. Увлекшись Мольером, пишет маленькие комедии и разыгрывает их перед сестрой. Когда однажды сестра освистала его пьесу, он сочинил первую эпиграмму на самого себя. Пробует писать басни, а в десять лет под влиянием Вольтера записывает поэму в шести песнях.
В это время портрет Пушкина уже иной, оставлен он бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины».
Что касается учебы, то в 1817 году Александр Пушкин окончил Лицей, то есть, ему было 17-18 лет. По успеваемости он был 24-м из 29 выпускников.
Как видим, по сухим фактам - ничего выдающегося. В то время многие из дворянских детей писали стихи в школьные годы. Хотя, конечно, уже в лицейские годы многие отмечали его небывалый поэтический талант.
Что касается золотого века или века русских гениев (19-начало 20 вв), то в нем было много особенностей своего времени. Поэтому сложно сравнить с современностью и сказать, чего же сейчас не хватает для воспитания таких выдающихся личностей. Скорее интересно изучать биографии и делать какие-то практические выводы для себя.
Например, интересно то, что дворянские дети поступали в лицей примерно в 10-12 лет. До этого у них было больше свободного времени, были няни, которые позволяли детям играть. Во многих биографиях отмечается то, что няни иногда «отбивали» детей у гувернеров и следили, чтобы у ребёнка было время для игр.
Я не говорю о том, что мы должны стремиться к тому, чтобы у нас были одаренные дети. Во-первых, это природные способности. Во-вторых, главное, чтобы ребёнок не потерял свой талант из-за родительских ошибок. Поэтому в очередной раз прихожу к тому, что маленьким детям (дошкольникам и младшим школьникам) нужно больше свободы и меньше дисциплины.
А если ребёнок проявляет экстраординарные способности, то не стимулировать их развитие, а давать возможность «созреть дару» и прожить ребёнку счастливое детство.