Я жил в Казахстане и в августе 1964 года мне пришла повестка из военкомата прибыть с вещами,что значило конец моей вольной жизни- пора идти служить в армию.
Собралось нас перед военкоматом человек двести. Родителей и провожающих выставили за ограду, а призывников построили на плацу. Первым выступил перед нами военком. Он долго говорил о роле в защите нашей родины, о значении КПСС в воспитании молодёжи в духе патриотизма, о том, что наша родина доверяет нам свои рубежи и надеется, что мы не подведём!
Вторым выступил кто-то из горкома, потом родители…. Короче выстояли битых три часа! Дали тридцать минут попрощаться с родными , посадили в крытые брезентом машины и отвезли на вокзал, где нас ждали вагоны. В каждом городе, который был на нашем пути, прицеплялись вагоны с такими же как мы.
Неожиданное лечение
У меня, как назло, на ноге на среднем пальце соскочил фурункул, за всю жизнь никогда не страдал этим, а тут, нога распухла, боль адская(прошло уже 53 года, а шрам до сих пор виден). Сопровождающий нас капитан, третьи сутки мучившийся со мной, на станции купил бутылку водки, насильно заставил выпить её! Короче, я заснул и проспал почти двое суток, а когда проснулся, нарыв прорвало, опухоль спала и единственная боль была головная, с похмелья. Мы подъезжали к промежуточному пункту нашего путешествия городу Фрунзе (теперь Бишкек).
Курс молодого бойца
Наш эшелон загнали на грузовую станцию Пишпек, загрузили в машины и привезли в часть, которая была учебной (ШМАСС- Школа младших авиционных специалистов). Но прибыли мы не для обучения, а для прохождения курса молодого бойца! Нас разместили в огромных казармах, разделив на роты по 250 человек в одном помещении.
Рядами стояли двухярусные кровати с подушками, да и матрасами набитыми соломой. На них лежали свёрнутые в треугольные конверты простыни и одеяла. Остаток дня нам дали на знакомство с обстановкой, чтобы мы обжились, познакомились с новыми условиями.
Все разбились по землячествам, так же и заселились по кроватям, но как оказалось ненадолго, на следующее утро нас разделили по взводам и пришлось перебираться на другие места. Нас всех построили. Оказалось 1500 человек со всей средней Азии, тут были таджики, узбеки, киргизы, казахи, большинство русских.
Дезинфекция
Распределили по взводам(к радости, в мой взвод попали шесть моих земляков). Нам предстояло мытье в бане. Там нас постригли, некоторых уводили для дезинфекции от вшей. Мы разделись, выбросили свою одежду в тележки стоящие у двери и поочерёдно безвозвратно уходили мыться. Почему безвозвратно? Потому что заходили в баню, а назад не возвращались. Помывшись выходили в другую дверь, где выдавалась форма и одев её, выходили из бани совсем другими людьми, уже не разношёрстной биомассой, а уже чем-то похожим на армию!
После помывки нас построили по ротам и взводам. Перед шеренгой солдат выступил начальник училища, который сказал:
-С этого дня, с этой минуты мы солдаты великой советской армии, наследники великих побед Великой Октябрьской Революции, гражданской и особенно Великой Отечественной войны, развязанной Гитлеровской Германией! Мы, те кто защищал вас на полях сражений, кто остался в живых и кто сложил голову там у стен Бреста, под Киевом, под Москвой, в развалинах Сталинграда, под Варшавой, Прагой, Берлином, Мы испытавшие горечь поражений и радость побед, сегодня принимаем вас в ряды славной советской армии и точно знаем, что вы не посрамите нас! Сегодня первый день вашей службы и я хочу, чтобы он запомнился вам на всю оставшуюся жизнь, чтобы службу в советской армии вы вспоминали с гордостью! Надеюсь вы не посрамите нас живых и оставшихся лежать там, на полях сражений нашей большой страны и за её пределами! ВЕЧНАЯ СЛАВА ЖИВЫМ И МЁРТВЫМ ПОБЕДИВШИМ В ЭТОЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ БИТВЕ СО ЗЛЫМ И КОВАРНЫМ ЗВЕРЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ ФАШИЗМ!!! УРА ТОВАРИЩИ!
Мы не очень дружно ответили, троекратным ура.
-Ну, ладно, ура вас научат кричать, а теперь поротно, в столовую, на свой первый обед, командиры рот командуйте!
Вот так началась армейская жизнь.
Подъем в шесть утра, пятнадцать минут на туалет, затем зарядка двадцать минут и кросс. Первую неделю один километр, со второй недели полтора. Пятнадцать минут на умывание и одевание, и построение на завтрак. После завтрака физические упражнения, с нами занимались сержанты- командиры отделений.
До обеда с нас выгоняли столько пота, сколько за всю жизнь не вышло. Дальше обед, потом два часа на изучение устава, затем строевая. После такой муштры ноги уже плохо слушались и на ужин мы шли скорее толпой, чем строем.
Но прошла неделя, вторая, усталость потихоньку уходила, мышцы налились силой, мы уже не так сильно уставали, привыкли к распорядку, форма из новой, которая топорщилась углами, превратилась в хорошо облегающую. Тело налилось мышцами.
На четвертой неделе, прохождения курса молодого бойца, перед строем появился старшина роты и попросил у командира роты шоферов для консервации техники. Командир скомандовал:
-Шофера выйти из строя.
Я естественно вышел, и еще с десяток таких же. Старшина отвел нас в сторону и начал задавать вопросы по устройству автомобиля, тем самым отсеяв больше половины вышедших. Всех кого отобрал, он построил и повел в автопарк. Это была, скорее всего, просто площадка с автомобилями, стоящими рядами, огороженная колючей проволокой.
Старшина распределил нас по автомобилям, мне достался маз 200 цистерна. Нужно было заменить консервацию во всех узлах и агрегатах. Пока старшина ходил, я заменил масло в двигателе, коробке и мостах.
Запустили двигатель, старшина доволен, что работает как часы. Теперь нужно было снять форсунки и залить масло в цилиндры для консервации. Я раскрутил крепления, снял три форсунки, а четвертая никак не поддавалась, стучал по ней, пробовал рычагом, не выходит и все. Подошел старшина, я доложил ему о проблеме, а он мне:
- Сейчас решим.
Заскакивает в кабину, включает стартер, а я сижу на крыле, голова и туловище под капотом, стартер прокручивает двигатель! Под давлением, создавшимся в цилиндре, форсунка со скоростью снаряда вылетела из места крепления, пролетела в миллиметре от моей головы, сбила пилотку, ударила в капот и улетела в неизвестном направлении! ( первые седые волосы появились у меня наверное тогда, потому что я стал их обнаруживать и вырывать). Я слез с крыла, ноги ватные, да и старшина тоже бледный как стена. Сели посидели, отошли и начали искать форсунку.
Искали с час, как в воду канула. Старшина позвал остальных, ещё часа два искали, нашли в кустах метрах в двадцати. Я залил масло в цилиндры , прокрутил стартером двигатель без форсунок, чтобы смазать цилиндры и поставил форсунки на место. На этом консервация завершилась.
Оставшееся время до конца курса я работал со старшиной, а потом, когда прошли курс молодого бойца, мы расстались с ним как друзья!
Нас увозили в Германию.
Мы приближались навстречу новой жизни, новой службе, новой стране! Мы не знали что нас ждёт следующие три года, какие трудности, где и как мы будем проходить свою службу. Всё это впереди, а пока путь в долгие пятнадцать суток!
Дорога тянулась скучно, в основном по тупикам, из вагонов выпускали только на построение, курили в тамбурах, а когда въехали в Польшу, даже в окна выглядывать не разрешали. Проехали Варшаву, на одном разъезде нас задержали на сутки, чтобы пропустить эшелон с танками. Позже, проезжая мы увидели искорёженные вагоны, танки, паровозы, стало жутко, и до конца пути было что обсуждать!
Альтес-Лагерь
Вскоре мы приехали в немецкий город Альтес-Лагерь, там был распределительный пункт, где целый эшелон, примерно две с половиной тысячи человек разобрали за три- четыре часа. Осталось двенадцать человек из которых шесть моих земляков, это были водители. Пошёл дождь с холодным ветром, нас увели в небольшое помещение и приказали ждать.
Часов в восемь пришла машина. Старший лейтенант, приехавший за нами, оформлял документы. Около одиннадцати выехали, а к утру были в части. Это был отдельный автомобильный батальон, здесь нам предстояло переучиться на немецкие правила движения, пройти курс вождения и 500 километровый марш, а потом сдать экзамены по ПДД ГДР и вождение, что с успехом мы выдержали!
Обучение закончили в середине декабря. Всех раскидали по воинским частям, а тех, кого оставили, распределили по ротам. Нас земляков из Усть-Каменогорска оказалось в батальоне пятнадцать человек, из них шесть в моей второй роте!
Всего 65 человек в роте, нас салаг (молодых) прибыло 32 человека. В ротах нас распределили по взводам, закрепили за каждым кровати, познакомили с ротными и взводными командирами. На следующий день после развода нас повели в автопарк и закрепили за каждым автомобиль. Да, похвастаться было нечем, машины были сороковых- пятидесятых годов выпуска. Мне достался МАЗ 1952 года, с полуприцепом, покрытым брезентовым тентом длиной восемь с половиной метров, да ещё и с ведущим передком.
Ну ладно, мы с тобой подружимся!- подумал я, поглаживая МАЗ по крылу.
Первым делом я подошёл к командиру взвода и спросил разрешения завести двигатель, чтобы проверить его работу. Командир взвода сказал, что за технику отвечает зампотех и обращаться нужно к нему! Зампотеха искать не пришлось, он сам подошел к нам. Я спросил разрешение.
Довольный подошел к машине, взял канистры, пошел в водогрейку, набрал воды,закрыл краны в двигателе и радиаторе, залил воду, проверил уровень масла, включил массу и сел в кабину, выдохнув повернул ключ зажигания! Стартер с трудом начал крутить двигатель, видно аккумуляторы были подсевшие. На третьем обороте двигатель завёлся, всю крытую стоянку заполнило едким сизым дымом.
Холодный дизель, не заводившийся неизвестно сколько, дымил как заводская труба! Выехать со стоянки не было возможности - автомобиль стоял на колодках! По мере того, как двигатель прогревался, дым становился более прозрачным. Я заглушил его, довольный работой! Проверил колёса, одно оказалось полупустое.
Под пассажирским седеньем нашёл инструмент и шланг для накачивания шин, подсоединил к рессиверсу( ёмкость для накопления воздуха под давлением которого накачивается компрессор) открыл кран и завёл двигатель. Накачав колесо, собрал всё, положил по местам, навёл порядок в кабине, протёр машину от пыли и довольный пошёл в курилку.
Почти вся рота, комвзвод и зампотех были там. Я подошёл к зампотеху и попросил разрешения обратиться. Получив разрешение, спросил можно ли поставить аккумулятор заряжаться, так как он наполовину разряжен. Зампотех разрешил на следующей неделе поставить на зарядку поочерёдно! Вот так и прошёл мой первый день ознакомления со службой, уже не ученика, а солдата!
С этого дня служба пошла по принципу день-ночь, сутки прочь. Утром подъём, зарядка, завтрак, развод, автопарк, обед, автопарк, ужин, немного отдыха и отбой.
Два, три раза в неделю в караул или дневальным. Так прошёл остаток 1964 года и начался 1965 год.
Ночной пожар
15 января меня зачислили в наряд, дневальным по автопарку (дневальный от караульного отличается тем, что караульный с оружием, а дневальный со штык-ножом, охрана объекта одинакова). Стою я смену с двух до четырёх ночи, хожу по маршруту между крытыми стоянками с автомобилями, думаю о своём, разное в голову лезет, о доме, о матери, она одна с младшей сестрой осталась, о друзьях по училищу, как там они, куда кого судьба забросила?
После трёх ночи пошла снежная изморось, как иней легла на плечи и стала ледяной коркой, шинель намокла и холод пронизывал спину. Когда начал подмерзать, решил побегать по маршруту. Пробежал один круг, на втором круге увидел на заборе всполохи огня, как от сварки. Со всех ног рванул в ту сторону. Выбежав из-за угла я увидел, что горит автомобиль КРАЗ. Замкнула проводка, сверкала не хуже сварки. Я открыл капот двигателя и увидел, что он горит пламенем.
Схватив лопату, я начал сбивать огонь песком из пожарного ящика. Сбиваю, а он опять разгорается и так несколько раз, и тут вспомнил, что нужно отсоединить аккумуляторы. Я снял крышку и вырвал клеммы аккумуляторов с корнем при этом обжёг ладонь правой руки. Смотрю, а проводка опять разгорается. Вроде, затушил, а она опять сверкает, забежал с правой стороны машины смотрю, а там ещё стоят два аккумулятора, снял крышку и теперь уже, обернув полой шинели клемму, выдрал её так же с корнем.
Затушив огонь и проверив, что нигде не горит, я пошел докладывать дежурному о проделанной работе. Дежурным был наш старшина роты, когда я доложил ему он не поверил, но когда увидел мои обожженные руки у него был шок. Во-первых, он испугался наказания и не знал что делать, во-вторых, боялся докладывать начальству. Я успокоил его и сказал, что за то, что потушили, конечно, же похвалят, а может и объявят благодарность.
Он позвонил командиру роты, буквально через полчаса всё начальство было у меня на посту, ходили вокруг машин, светили фонариками, командир батальона спросил старшину кто стоял на посту. Старшина позвал меня. Я подошёл и представился. Комбат увидел ожёг на руке и пошутил:
-Что, боевое ранение?
Я отшутился:
-Так точно, товарищ подполковник!
Расспросив меня как всё было, он приказал идти в медсанчасть, а я спросил разрешение сдать пост- моя смена закончилась. В медсанчасте, несмотря на ранний час, обработали и перевязали руки и щеку. Я не ощущал на щеке ожога, но и там был пузырь сантиметра три в диаметре. Я хотел идти на службу, но меня не отпустила дежурная,которая позвонила старшине и доложила, что госпитализирует меня.
Я переоделся и завалился спать. Утром меня разбудили на осмотр. Главный врач оставил меня на неделю, ожоги оказались глубокими.
Через неделю надоела лежачая жизнь и я выпросился в роту. Меня выписали, дали справку на лёгкий труд и предупредили, чтобы ежедневно приходил на осмотр и перевязки. Командир роты увидев на руках повязки, спросил почему я не остался до полного выздоровления в санчасти. Я ответил, что там скучно, лучше уж в роте среди ребят и отдал справку от врача, он посмотрел и сказал:
-Спасибо за службу солдат!
Ответ один:
-Служу Советскому Союзу!
-Ладно иди отдыхай, только чтобы завтра был на разводе!
У нас каждый день проводился батальонный развод, где ротам ставили задачу на день. Мы строем проходили перед командным составом, после чего расходились по разнарядке, в основном, в автопарк.
Старшина был в парке вместе с ротой и я ждал, когда они пойдут на обед. От нечего делать я зашел в ленинскую комнату(библиотека), выбрал книгу и сел читать. Увлёкшись не заметил, как пришла рота, все побежали умываться перед обедом. Я нашёл старшину, доложил о прибытии, отдал справку и сообщил, что комроты приказал найти мне посильную работу.
-Где же я тебе такой лёгкий труд найду, коли руки у тебя нерабочие. Ладно, иди в строй, пора на обед, потом что-нибудь придумаем,-сказал старшина.
После обеда он приказал мне идти в ленкомнату и до вечера написать хорошую заметку в стенгазету о жизни роты.
–Я же никогда не писал, да и почерк у меня плохой, - сказал я ошарашенный.
-Ничего не знаю,- сказал старшина – к моему приходу написать!
Делать нечего, приказ есть приказ, взял ручку, бумагу, и удалился в ленкомнату заниматься творчеством. Сижу, балбес балбесом, в голове ни одной мысли, даже те, что когда-то были, исчезли. И тут… перед собой я увидел подшивку газет "Военный водитель" .
Просмотрев газеты, нашёл подходящую по теме заметку, переписал её на свой манер, кое-чего убрал, кое-чего добавил, получилось не хуже, чем в газете. Перечитал несколько раз, исправил ошибки, переписал на чистовую. Старался как можно разборчиво.
В конце дня, старшина привёл роту в казарму, распустил, чтобы приготовились к ужину. Я старался не попасть ему на глаза, сидел в ленкомнате, надеясь, что он забыл о задании. Но не тут-то было, старшина нашел меня и попросил доложить о проделанной работе. Пришлось отдавать свои перлы. Старшина, прочитал, а потом взял меня за рукав и приказал:
-Пошли со мной.
Ну, думаю, попал, что-то не так написал, будет мне на орехи! Старшина привёл к замполиту и показал ему мою заметку. Тот прочитал и спрашивает:
-Сам написал?
-Сам, ну, немного с газет взял, - ответил я.
- Молодец, я давно редактора стенгазеты ищу, будешь редактором!-отрезал замполит.
- Какой из меня редактор, у меня семь классов образование, у нас ребят с десятилеткой полно, - я пытался увернуться.
- Ты не отвиливай, - говорит он, - я сказал будешь, значит будешь. Подбери себе команду посмышленней и чтоб каждый месяц была газета!
Я хотел ещё возразить, но он мне отрезал:
-Кругом, шагом марш! - А старшине добавил:
- Проследишь!
Вот так я влип.
Вечер до отбоя я провел с земляками-одногодками, мы уже успели с кем-то сдружиться, с кем-то просто найти общий язык, короче, кучковались, ради того, чтобы друг друга не дать в обиду!
Утром после завтрака построили нас на развод, ротные доложили командиру батальона о построении. Комбат командует :
- Батальон, ровняйсь, смирно! Рядовой Прощеряков выйти из строя!
У меня сердце в пятки ушло, думаю что ещё я натворил, а парни меня толкают:"Иди, а-то хуже будет!" Делать нечего, вышел, прошелся перед строем и доложил:
-Товарищ подполковник, рядовой Прощеряков по вашему приказанию прибыл!
-Встать перед строем, - скомандовал мне комбат.
-Есть, - ответил я и повернувшись через левое плечо, сделал шаг вперед, встал по стойке смирно!
- СОЛДАТЫ,- громко произнёс комбат, - СМОТРИТЕ НА СОЛДАТА . ЭТОТ МОЛОДОЙ БОЕЦ НЕДЕЛЮ НАЗАД СПАС ОТ ПОЖАРА АВТОПАРК! СТОЯ НА ПОСТУ, ОН УВИДЕЛ, ЧТО ЗАГОРЕЛСЯ КРАЗ И НЕ ЖАЛЕЯ РУК, ДА И МОЖНО СКАЗАТЬ САМОГО СЕБЯ, ВСТУПИЛ В БОРЬБУ С ОГНЁМ. ВЫ ВИДИТЕ ЕГО ПЕРЕВЯЗАННЫЕ РУКИ, ОН ПОЛУЧИЛ СИЛЬНЫЕ ОЖЁГИ,НО СПРАВИЛСЯ С ОГНЁМ, НЕ РАСТЕРЯЛСЯ И НЕ СТРУСИЛ. ОН ПОБЕДИЛ. ЗА ПРОЯВЛЕНУЮ СМЕЛОСТЬ, ЗА ВЫДЕРЖКУ, ОБЪЯВЛЯЮ РЯДОВОМУ ПРОЩЕРЯКОВУ БЛАГОДАРНОСТЬ. ЕСЛИ БЫ НЕ ТОЛЬКО ЧТО ПРИЗВАЛСЯ ОБЪЯВИЛ БЫ ОТПУСК! ЧТО Ж СЛУЖИ СОЛДАТ ТАК ЖЕ!
БЛАГОДАРЮ ЗА СЛУЖБУ!
- СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ!!! – гаркнул я, ошарашенный таким поворотом дела!
Подписывайтесь на канал: https://zen.yandex.ru/id/5f2fdafcd1ab9668ff1b667f