Найти тему
Felix Polski

КАК МОЖНО ЗАЩИЩАТЬ В СУДЕ ТО, ЧЕГО НЕТ



КАК МОЖНО ЗАЩИЩАТЬ В СУДАХ ТО, ЧЕГО НЕТ

Желание написать этот очерк возникло у меня в связи с непрекращающимся ростом в судах общей юрисдикции количества дел о защите истцами своей чести и достоинства. Но все ли истцы, помимо юридического права, имеют моральное право на подобную сатисфакцию?
Не станем останавливаться на всех «Кодексах чести», получивших во многих странах, начиная с 12 века, этическое и моральное признание. Сошлемся на последний «Кодекс чести», датированный 1919 годом и принадлежащий перу Владислава Бозевича.
Во втором разделе кодекса автор перечисляет лиц, которые не могут требовать удовлетворения по делам о защите чести, так как этой чести у них попросту нет. К этим людям относятся, цитата:
доносчики; трусы; лица, обладавшие честью, но не потребовавшие сатисфакции за тяжелое оскорбление; мужчины, находящиеся на содержании у женщины, которая не относится к ближайшей родне; те, кто разглашает тайны, компрометирующие женщину; кто не держит честного слова; анонимщики; клеветники; хронические алкоголики; люди, не отдающие вовремя долгов; обманывающие в азартных играх; шантажисты и ростовщики.
Другими словами, человеку из перечисленной категории можно было высказать все прямо в лицо, отклонив его требования о защите своей чести по той причине, что защищать такому человеку нечего.
Данная этическая новелла приобрела в наши дни особое звучание. Все мы знаем, что главная финансовая битва происходит сейчас между европейской аристократией, ведущей свою родословную с рыцарских времен, и богатыми людьми без подобной родословной. Представители европейской аристократии склонны ссылаться на то, что свои богатства они получили в наследство от своих славных предков, соблюдавших кодекс рыцарской чести, а вовсе не украли их по примеру многих современных нуворишей. Основной накал этой борьбы происходит сейчас на берегах Темзы, где потомки древних аристократических родов не хотят видеть на улицах Лондона людей с деньгами, но без намека на честь. При этом потомки древних аристократических родов отлично понимают, что люди без чести и совести добровольно из чужого дома не уйдут. Поэтому этих людей надо лишить тех денег, которые они присвоили в обход кодекса чести.
Высокий суд Лондона вполне может основывать свои решения не только на современных нормах арбитражного и гражданского права, но и на нормах «Кодекса чести», где прописано, что люди определенной категории не могут требовать защиты того, чего у них нет.