В древней и средневековой Руси было распространено странничество – путешествия по святым местам. Таких людей в народе называли богомольцами и старались принять их у себя в гостях как можно лучше.
Вообще, хлебосольство было в крови у наших предков, которые не упускали случая, чтобы угостить и оставить на ночлег запоздалого путника. Таковым мог быть торговец, работник, солдат – то есть лица, как правило, нуждающиеся в еде и крыше над головой.Главный атрибут застолья – горячительные напитки, которыми не только развлекались, но и проверяли гостя на прочность.
По старинной традиции на прощание ему полагалось выпить десять стопок – в честь хозяев и себя «на счастливый путь». Чтобы выйти из хлебосольного дома, путешественник должен был опорожнить пять рюмок, которые, впрочем, содержали небольшие порции – не больше 100 мл. Почетное шестое место занимал знаменитый «на посошок», который в видоизмененном формате сохранился и в наши дни.
Исторический корень традиции – это посох как обязательный атрибут путника. Большая и толстая трость выполняла двойную функцию: опоры при ходьбе и защиты при нападении от разбойников или диких зверей в лесу. Обычно посох имел широкую верхушку, достаточную для помещения на ней рюмки или стопки какого-либо алкогольного напитка.
Цель этой церемонии была чисто практической, а именно, – проверка гостя на прочность. Если путник выпивал стопку с посоха, не проливал напиток и при этом твердой рукой удерживал свою трость, его с чистым сердцем отпускали в дорогу. Если же после хлебосольного стола и лишних порций горячительного десерта купец, работник, солдат или крестьянин, задержавшийся в гостях, дрожащей рукой не мог самостоятельно выпить стопку, его оставляли на ночлег.
Так возник знаменитый «на посошок», который и в наше время пользуется известной популярностью в народе. Впрочем, эта последняя стопка на самом деле не была заключительной: она выпивалась во дворе, а затем путнику подносились еще четыре или две рюмки – в зависимости от того, шел ли он пешком или ехал на коне.
«На посошок» сопровождался другими народными обычаями – дорожными пожеланиями, вроде «скатертью дорога» (в древности это напутствие имело положительный смысл), совместными посиделками «на дорожку» и т.д. Верующие люди провожали путника или богомольца с молитвами и поклонами.
Традиции принятия и проводов гостя занимали настолько важное место в жизни наших предков, что некоторые из них дошли и до 21 века, отчасти изменив свое первоначальное значение.