Найти тему
Все о грузовиках – Trucksplanet

Автобус проекта ТС-42091 на шасси ЗИЛ, который так и не прижился в России

Пусть вас не смущает логотип Mercedes-Benz на решетке этого автобуса. Перед вами разработка советских конструкторов с довольно тяжелой судьбой.

Он называется ТС-42091 и был разработан на рубеже 1980х — 1990х годов львовским Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения (ВКЭИавтобуспром).

Но это не просто очередной автобус для перевозки вахтовых бригад. Его изначально разрабатывали для использования в тяжелых дорожных условиях.

Именно поэтому он создан не на базе привычного для таких конструкций грузовика ГАЗ, а на гораздо более тяжелом дизельном шасси ЗИЛ-4331.

Производство должны были наладить на Чкаловском автобусном заводе в городе Чкаловск Таджикской ССР под названием "Таджикистан-42091".

Но даже один первый прототип не успели достроить из-за разразившегося политического кризиса и начавшейся войны.

-2

В 1993 году была попытка наладить выпуск этого автобуса на российском предприятии "Автрокон". Украинцы даже подготовили для этого прототип с утепленным кузовом.

Сначала планировали начать выпуск автобусов и на строящемся заводе в Сургуте. Там сделали лишь два таких автобуса под названием САвЗ-4213. Потом попробовали в Тульской области и в Мичуринске. Но ничего не получилось, и российский концерн отказался от производства автобуса.

Были попытки начать выпуск автобуса на еще двух российских заводах, но они тоже потерпели поражение.

-3

Выпуск удалось наладить лишь после провозглашения независимости Украины на заводе «Металлист» в городе Староконстантинов Хмельницкой области. Там под названием "Старт" их выпускали до начала 2000-х годов.

Визуально автобус модели 42091 выделялся небольшим капотом и сильно смещенной вперед передней осью.

Двигатель при этом частично был расположен в салоне рядом с местом водителя.

-4

Интересная особенность кузова - лобовое стекло было взято от автобуса ПАЗ-3205. Боковые и задние окна, пассажирская дверь и вентиляционные люки взяты от автобуса ЛАЗ-4207. А еще часть элементов кузова были взаимозаменяемы с ЛАЗ-4206.

Вот такой любопытный автобус, который так и не прижился в России, зато выпускался на Украине. Хотя и очень ограниченным тиражом.

-5