Пусть вас не смущает логотип Mercedes-Benz на решетке этого автобуса. Перед вами разработка советских конструкторов с довольно тяжелой судьбой.
Он называется ТС-42091 и был разработан на рубеже 1980х — 1990х годов львовским Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения (ВКЭИавтобуспром).
Но это не просто очередной автобус для перевозки вахтовых бригад. Его изначально разрабатывали для использования в тяжелых дорожных условиях.
Именно поэтому он создан не на базе привычного для таких конструкций грузовика ГАЗ, а на гораздо более тяжелом дизельном шасси ЗИЛ-4331.
Производство должны были наладить на Чкаловском автобусном заводе в городе Чкаловск Таджикской ССР под названием "Таджикистан-42091".
Но даже один первый прототип не успели достроить из-за разразившегося политического кризиса и начавшейся войны.
В 1993 году была попытка наладить выпуск этого автобуса на российском предприятии "Автрокон". Украинцы даже подготовили для этого прототип с утепленным кузовом.
Сначала планировали начать выпуск автобусов и на строящемся заводе в Сургуте. Там сделали лишь два таких автобуса под названием САвЗ-4213. Потом попробовали в Тульской области и в Мичуринске. Но ничего не получилось, и российский концерн отказался от производства автобуса.
Были попытки начать выпуск автобуса на еще двух российских заводах, но они тоже потерпели поражение.
Выпуск удалось наладить лишь после провозглашения независимости Украины на заводе «Металлист» в городе Староконстантинов Хмельницкой области. Там под названием "Старт" их выпускали до начала 2000-х годов.
Визуально автобус модели 42091 выделялся небольшим капотом и сильно смещенной вперед передней осью.
Двигатель при этом частично был расположен в салоне рядом с местом водителя.
Интересная особенность кузова - лобовое стекло было взято от автобуса ПАЗ-3205. Боковые и задние окна, пассажирская дверь и вентиляционные люки взяты от автобуса ЛАЗ-4207. А еще часть элементов кузова были взаимозаменяемы с ЛАЗ-4206.
Вот такой любопытный автобус, который так и не прижился в России, зато выпускался на Украине. Хотя и очень ограниченным тиражом.