Найти в Дзене

Я и мой Цой (исповедь одного человека или письмо поклонникам)

Я родился в 1976-м, а Цой – в 1962-м году. Стало быть, между нами 14 лет разницы. То есть, когда я появился на свет, 14-летний Цой уже во всю резвился и бегал по улицам славного города Ленинград. Так получилось, что в середине 80-х мы жили в двух остановках друг от друга на проспекте Ветеранов. То есть, мы пользовались одной станцией метро, одним троллейбусом, гуляли в одном парке Александрино, и вполне могли встретиться. Возможно, так в действительности и было. Кто знает?

Вестибюль станции метро Проспект Ветеранов (фото из интернета)
Вестибюль станции метро Проспект Ветеранов (фото из интернета)
Выход из вестибюля станции метро "Проспект Ветеранов". 1980-е годы.  Фото из интернета.
Выход из вестибюля станции метро "Проспект Ветеранов". 1980-е годы. Фото из интернета.
Тот же самый выход из метро. Фото 2021 г. Фото автора.
Тот же самый выход из метро. Фото 2021 г. Фото автора.

Ну я, десяти-двенадцатилетний, не обратил внимания на восточного юношу с женой и ребёнком, а он разумеется, на мальчика в очках с собачкой на поводке. Более того, моя двоюродная сестра жила почти в соседнем доме на Ветеранов, и мы с мамой часто бывали у неё в гостях. То есть, шансы увидеть Цоя возрастали неимоверно. Мы ходили в миллиметре друг от друга. Там же на Ветеранов в начале 80-х я посещал с родителями баню № 19. Это было году в 83-м. А в 85-м в этой же бане Цой подрабатывал мойщиком. Опять рядом, опять мимо. Обо всём этом я узнал уже в начале 90-х, когда стал страстным поклонником Цоя. Узнал и обомлел. Как? Мы же могли встретиться…

Баня № 19 на Проспекте Ветеранов, 89/2 (фото автора)
Баня № 19 на Проспекте Ветеранов, 89/2 (фото автора)

Кино и Цой начались для меня с пластинки «Ночь». Чёрт возьми, эту пластинку я замучил. Одновременно замучил всех своих домашних. Моя бабушка знала наизусть все песни, у мамы в голове наверняка крутилось «видели ночь, гуляли всю ночь…»

Обложка пластинки "Ночь" (фото из интернета)
Обложка пластинки "Ночь" (фото из интернета)

Пластинка группы "Алиса" "Шестой лесничий" (фото из интернета)
Пластинка группы "Алиса" "Шестой лесничий" (фото из интернета)

Ещё у меня была пластика «Шестой лесничий»… Это всё плод и эхо «Red wave». «Алису» я тоже послушивал, но так, как говорится, из уважухи без особого трепета и интереса. Мимо! Ничто не цеплялось в душе за музыку. А вот Кино… Потом «Группа крови» убила меня наповал. Всё. Без «Кино» я уже не мог. Мы с родителями отправились в музыкальный магазин у метро проспект Ветеранов и мне купили простенький дешёвый (жили бедно) магнитофон. Позже я узнал, что в соседнем доме от магазина жил друг Виктора Сергей Фирсов. В гостях у него часто бывал Цой. Возможно, и магазин этот посещали они вместе. Теперь я жил с этим магнитофоном в обнимку, не выходя из комнаты. Я знал наизусть все песни, все соло Каспаряна и барабанную дробь Гурьянова. Бас Тихомирова завораживал… Каждая нота на своём месте. Не то что, прыгающие как капли дождя по крыше у «Алисы».

Магнитофон "Вега" (фото из интернета)
Магнитофон "Вега" (фото из интернета)

Напротив моего дома находился кинотеатр «Комсомольский». Он и сейчас умирает разрушенный, сменив несколько имён, побывав и танцплощадкой, и ночным клубом. А тогда в 89-м в кинотеатре шла «Игла». Зал был битком и взрывался в самом начале на «Звезде…», на эпизоде, когда Цой показывает «фак» и на финальной «Группе крови». Стоит ли говорить, что одним сеансом дело не ограничилось. После «Иглы» на улицах Ленинграда появились маленькие и побольше Цои. Кожаная куртка с засученными рукавами, перчатки и очки. Я жил бедно и у меня была обычная куртка, но с рукавами я справился. Очки были свои и я их стеснялся, поэтому вообще оставлял дома. И по улице ходил подслеповатый подросток, прокручивающий в голове Цоя. Тогда я не знал, что Цой жил рядом. Впрочем, в 89-м он жил уже в Москве.

Кинотеатр "Комсомольский" современное фото (фото автора)
Кинотеатр "Комсомольский" современное фото (фото автора)

Кадр из фильма "Игла"
Кадр из фильма "Игла"
Кадр из фильма "Игла"
Кадр из фильма "Игла"

В 1990-м году у меня была реальная возможность посетить концерт «Кино». Там же на Ветеранов я отчётливо помню афишу с крупными буквами «Кино». Из серии, которые сейчас висят, анонсируя возрождение группы. Помню, меня даже отпускали на концерт родители, но я чего-то испугался, - может быть толпы или ещё чего, - и не пошёл. Вскоре Цой погиб. Я помню этот день. Мы вернулись с южного отдыха, ужинали дома перед телевизором и в новостях сообщили… Я буквально обомлел и застыл перед экраном. Удивительно, но мои родители тоже. Наверняка, в это мгновение так было с миллионами людей. Мамы спросила, пойду ли я на похороны? Я не пошёл. Что мне там было делать? Толпы поклонников, а Цоя нет. Конечно, я посетил потом могилу на Богословском и привязал к ограде чёрный напульсник (опять же элемент гардероба героя), который был мною куплен в спортивном магазине напротив дома, где жил Цой. Может, и Виктор захаживал туда и там же приобрёл такой же?

Году в 91-м я отправился в Камчатку. Я интуитивно прошёл не с Блохина, а со Зверинской, 29. Прошёл дворами наискосок – именно так, как проходили в котельную все кочегары. Серый мрачный грязный двор, покосившаяся крыша, железная дверь. Там было тихо. Я приоткрыл дверь и увидел ещё ту аутентичную обстановку. Слева угольная, напротив входа три котла, направо подсобка с закрытой дверью. Я был пугливый и стеснительный, поэтому, когда в подсобке послышалось движение, я ускользнул.

Виктор Цой в котельной "Камчатка" (фото из интернета)
Виктор Цой в котельной "Камчатка" (фото из интернета)

Стал известен и ещё один адрес: Ветеранов, 99. И вот, мы с другом отправились совершать маленькое паломничество. Благо жили в двух шагах от этого адреса. Дверь ещё без домофона, лифт, этаж, деревянная дверь, вся исписанная посланиями к герою. Мы ничего писать не стали. За дверью я услышал звуки. Не поверите, это играла песня из альбома «Это не любовь». Я прислонил ухо к двери. Музыка то играла, то затихала и так много раз. Какие-то щелчки. Явно перематывали плёнку. Три голоса за дверью: мужской, женский и детский. Пересказывать услышанное я не стану. Это личное. Причём, личное не моё, а тех людей за дверью.

Дом Цоя на Ветеранов, 99 (фото автора)
Дом Цоя на Ветеранов, 99 (фото автора)

Парадная на Ветеранов, 99 (фото автора)
Парадная на Ветеранов, 99 (фото автора)
Прихожая в квартире на Ветеранов, 99 (фото В. Калгина)
Прихожая в квартире на Ветеранов, 99 (фото В. Калгина)

Комната на Ветеранов (фото В. Калгина)
Комната на Ветеранов (фото В. Калгина)

Комната на Ветеранов (фото В. Калгина)
Комната на Ветеранов (фото В. Калгина)

Марианна Цой с Сашей. (фото из интернета)
Марианна Цой с Сашей. (фото из интернета)

Александр Аксёнов (Рикошет) (фото из интернета)
Александр Аксёнов (Рикошет) (фото из интернета)
Виктор Цой на прогулке с Биллом. Осень 1985 г. Фото Д. Конрадт.
Виктор Цой на прогулке с Биллом. Осень 1985 г. Фото Д. Конрадт.

Книга "Виктор Цой: стихи, документы, воспоминания" (фото из интернета
Книга "Виктор Цой: стихи, документы, воспоминания" (фото из интернета

Ещё в этой книги (чёрная – все помнят) мы узнали о друзьях Цоя – Алексея Рыбина и Свина, Андрея Панова. И вот, 91-й, по-моему, концерт Свина! В Питере, тогда ещё Ленинграде, в маленьком зальчике бывшего кинотеатра на Лиговке. Там сейчас некрасивый торговый комплекс. Пришли – на сцене народу больше, чем в зале. И это не метафора. На сцене некто, кто совершенно не попадает в ноты. Оказалось, это и есть великий Свин. На минуту мне кажется, что с гитарой Алексей Рыбин. Идиотская мысль, но я подкрадываюсь к гитаристу и ору ему: «Вы – Рыбин?!» Тот улыбается и дёргать сруны. Затем мы прорвались… Просто спокойно вошли к Свину в гримёрку. В грязную комнату с обшарпанной краской на стенах. Нам хотелось прикоснуться к Цою через его друзей. Как-бы попасть в начало 80-х. Андрей нас принял радушно и с улыбкой. Мне хотелось расспросить его о Цое, и я к месту и не к месту цитировал, что-то про друзей, шагающих по жизни маршем. Андрей только улыбался и протестовал в том смысле, что по жизни маршем, может, шагать-то и не стоит…

Группа "Автоматические удовлетворители" (фото из интернета)
Группа "Автоматические удовлетворители" (фото из интернета)

1992 год, мне шестнадцать. Я ушёл из школы после 9-го класса. Учился плохо. В голове у меня была только музыка. К этому времени уже вышла книга о Цое с описанием мест учёбы и работы. И я загорелся. Я непременно решил пройти по стопам Цоя, а тут как раз появилась реальная возможность. Мама долго и упорно отговаривала меня от поступления в ПТУ. Она видела меня интеллигентным мальчиком-учителем. Ноя настоял на своём. Для поступления требовалось нарисовать серию этюдов. Рисовать я не умел, что не скажешь о моей двоюродной сестре. Она то за меня всё и сделала. Принимал меня директор Шелганцев. Тот самый, который возглавлял ПТУ ещё при Цое. И по сей день. Тучный с одышкой дядька произнёс: «ну, этюды неплохие» и кивнул одобрительно приёмное комиссии. Так я стал пэтэушником. Я шёл за Цоем, и он меня ждал. Лет в 28-м планировал покончить жизнь самоубийством. Время ещё оставалось. На первом же занятии мастер полчаса нас материл. Мы наивно полагали, что это разовая акция. Ошибались… Мы, шестнадцатилетние пэтэушники, были в шоке. Надо ли говорить, что я уже умел играть на гитаре и сочинял собственные песни. Без ложной скромности скажу, что совсем бездарными песни назвать было сложно. У меня была медленная мелодичная песня, посвящённая Цою. Её-то я и исполнил в местном зальчике ПТУ на каком-то вечере. Я вышел на сцену один с дешёвой крайне неудобной электрогитарой в руках. Жутко нервничал. Тёмный зал, микрофон, собственного голоса и гитары почти не слышно, свет в глаза. Но вышел, объявил песню и сыграл. Аппаратура с 80-х, видимо, не сильно изменилась. Я вышел на сцену, на которой в 80-м году молодой ещё с усиками Цой играл в составе пэтэушного «Ракурса» (сохранилась фотография). По окончании песни тёмный зал мне скромно зааплодировал. Все ждали дискотеку и освистывать меня не стали. Всё-таки я был одним из них, тех кто в зале. Два дня после этого я был местным героем.

Помню учительницу по истории, которая преподавал в начале 1980-х. Как-то, будучи в хорошем расположении духа, она нам рассказывала про Цоя. Ну, мы её попросили дружно. Дословно она сказала следующее: «Ну, что вам рассказать про Цоя?.. Помню, как-то он попросил меня: поставьте мне хотя бы "тройку", а я вам пол в классе помою!»

СПТУ-61 современный вид (фото автора)
СПТУ-61 современный вид (фото автора)
СПТУ-61. Современный вид (фото автора)
СПТУ-61. Современный вид (фото автора)

Виктор Цой в составе группы "Ракурс" в СПТУ-61 (фото из интернета)
Виктор Цой в составе группы "Ракурс" в СПТУ-61 (фото из интернета)

Виктор Цой предположительно в СПТУ-61 (фото из интернета)
Виктор Цой предположительно в СПТУ-61 (фото из интернета)

Автор статьи. Фото из личного архива. Примерно 1990-92 г.
Автор статьи. Фото из личного архива. Примерно 1990-92 г.

Далее пунктиром: увлечение музыкой, игра в группе, собственные песни… К середине 90-х это стало затухать. Фанатом Цоя уже не был, но нёс в себе память о нём и уважение. Затем, Университет, жена, ребёнок и двадцать лет бродяжничества по жизни. Двадцать лет занятия чёрт знает, чем. Временами, были и не вполне здоровые увлечения, о которых лучше умолчать. От внешнего мира меня стали спасать лишь робкие попытки занятия литературой.

Сегодня, вспоминая мои фанатские экзерсисы, некогда географическую и душевную близость к Цою, я решил составить небольшой путеводитель по ленинградским адресам Виктора. Я решил найти и зафиксировать, где условно ступала его нога, где звучал его голос, его гитара. Это дань памяти. Это ещё и исторический интерес. Всё-таки я дипломированный историк.

Собирая этот материал, я опять вспоминаю себя, шестнадцатилетнего. Чем больше, я узнаю о Цое, тем он быстрее сходит для меня с пьедестала. Раньше он был для меня памятником, легендой, сошедшим с неба героем. Теперь же он всё больше для меня обычный «живой» человек с характером, привычками. Виктор не со всеми дружил и подпускал к себе, кого-то, наверное, откровенно не любил, по отношению к кому-то, может, был не самым идеальным… Это живой человек. Сегодня я имею счастье быть знакомым с друзьями Виктора. Они помогают мне в работе над материалом («С Цоем по Питеру»). Это великолепные, тонкие, отзывчивые интеллигентные петербургские люди. Здесь я хочу выразить им всем огромную признательность и благодарность. Позвольте назвать их имена. Это Игорь (Иша) и Людмила Петровские, Наталья Крусанова, Алексей Рыбин, Сергей Фирсов, Виктор Тихомиров, Виктор Тихомиров, Антон Галин, Игорь Покровский, Наталья Васильева, Александр Сенин, Александр Донских, Артур Ваха...

Путешествие в Крым. Август 1982 год. Слева направо: Игорь (Иша) Петровский, Виктор Цой, Марианна Родованская, Людмила Петровская.
Путешествие в Крым. Август 1982 год. Слева направо: Игорь (Иша) Петровский, Виктор Цой, Марианна Родованская, Людмила Петровская.

Сергей Фирсов (фото из интернета)
Сергей Фирсов (фото из интернета)
Алексей Вишня (фото из интернета)
Алексей Вишня (фото из интернета)
Виктор Тихомиров и Виктор Цой. 1987 г. Фото: В. Немтинов.
Виктор Тихомиров и Виктор Цой. 1987 г. Фото: В. Немтинов.

Завершая этот длинный монолог-исповедь, хочу сказать, что у каждого свой Цой. Это счастье, что он есть у нас. Музыка "Кино", как сказала Наталья Разлогова, для тех, у кого свой путь. Пожалуй, я соглашусь и добавлю: это музыка честных, сильных, скромных, интеллигентных и самодостаточных людей. И конечно же у них у всех свой путь. Как правило, это путь не по гладкой асфальтированной дороге, с серой толпой в одном направлении. Это, как правило, извилистый путь с ямами
и камнями под ногами. Но верный.

И ещё… Не сотвори себе кумира. Можно ориентироваться на звезду в небе, но вовсе не обязательно идти проторенным путём героя. У каждого своего пути. Как сказал друг Цоя Виктор Тихомиров, каждый должен занимать собственным делом и, в этом деле, может, станет последним героем.

С уважением ко всем вам, Максим Иванов.

Гитара. Элемент памятника Виктору Цою на Проспекте Ветеранов. Фото автора.
Гитара. Элемент памятника Виктору Цою на Проспекте Ветеранов. Фото автора.