Найти тему

Первый раз в первый класс. Как подготовить ребёнка к школе.

Каким вы хотите видеть вашего ребёнка? Счастливым или послушным? А как насчёт того, чтобы реализовать оба варианта? Простые рекомендации детского психолога, которые помогут сохранить лучшие качества детской натуры и вырастить ребёнка гармоничным человеком.

Автор: Психолог и педагог Ирина Козлова @irina_kozlova_teachersdiary

Совсем скоро наступит 1 сентября, и для кого-то этот день станет особенно важным и будет означать переход на новую ступень взросления – теперь ребёнок сможет гордо называть себя школьником. Насколько эта новизна притягательна и интересна, настолько же она пугающа и волнительна. Поэтому предлагаю сегодня поговорить о том, как родители могут подготовить своего ребёнка к школе и помочь ему в адаптации.

Для начала скажу пару слов о готовности ребёнка к школе в целом. Быть готовым к школе – это не только про умение читать и писать. Это ещё и про психологическую готовность (мотивация ребёнка к обучению, понимание важности этого процесса, интерес); про достаточный уровень социализации, чтобы ребёнок мог соблюдать правила в школе, умел налаживать контакты со сверстниками и взрослыми; про когнитивную готовность (развитость памяти, мышления, произвольного внимания, речи, восприятия, умения планировать, контролировать и т. д.); про эмоционально-волевую регуляцию (способность ребёнка прилагать усилия для достижения поставленных целей через «не хочу»); про требуемый уровень развития мелкой моторики и прочее.

Чтобы определить, готов ли ваш ребёнок к школе или нет, лучше пройти полноценную диагностику у психолога. В среднем дети созревают к школе к 7 годам. Но оценивать готовность надо всегда в каждом конкретном случае, т. к. каждый ребёнок и его развитие индивидуальны.

-2

Теперь вернёмся непосредственно к подготовке, а точнее к тому, как родители могут облегчить процесс адаптации ребёнка в школе. Итак, родители могут:

1. Создать вокруг ребёнка определённое информационное пространство о школе: объяснить ему, что это за место, что там делают, рассказать свои весёлые и положительные истории о школе.

ВАЖНО! Не идеализируйте школу и не дезинформируйте ребёнка о том, что там он будет много играть со сверстниками, что школа – это всегда весело и беззаботно. Необходимо создать положительный, но реальный образ школы. Например, можно сказать, что там интересно: там ребёнок узнает о том, как появился велосипед, машины, города, узнает о космосе, научится читать и будет сам читать свои любимые книги и т. д. Апеллируйте всегда к интересам самого ребёнка.

2. Познакомьте его с той школой, в которой ему предстоит учиться, и сходите в неё вместе на экскурсию.

3. Познакомьте ребёнка с его будущим учителем, чтобы 1 сентября вы могли передать первоклашку «из рук в руки» к уже знакомой «тёте».

4. Если есть такая возможность, то можно познакомить ребёнка с будущими одноклассниками.

5. До того, как он пойдёт в школу (хотя бы за пару недель), выстройте для ребёнка режим, близкий к школьному: ранний подъём, ранний отбой.

6. Играйте в школу.

7. Организуйте ребёнку отдельное рабочее место дома, где он будет делать уроки.

8. Вместе покупайте всё необходимое к школе: форму, пенал, ручки, портфель и т. д.

9. Ребёнок должен знать свои ФИО, адрес и номер вашего телефона.

10. К школе у него должны быть полностью сформированы навыки самообслуживания: он должен уметь сам одеваться и раздеваться, вешать свою одежду, кушать, ходить в туалет и т. д.

11. Обучайте его правилам безопасности (личной безопасности, правилам ПДД).

12. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка школой, учителями и т. д.

13. Не составляйте для ребёнка его портрет школьника (не раздувайте свои личные ожидания и не давите на него). Не говорите ему, что он будет учиться на одни пятёрки или четвёрки. Будут и тройки, и даже двойки. Настрой ребёнка на одни пятёрки – это прямой путь к демотивации к обучению. Ведь невозможно не делать ошибок, и, когда ожидания столкнутся с действительностью, для ребёнка это будет стрессом и может даже привести к полному нежеланию учиться.

14. Дайте ребёнку право на ошибки (пункт, вытекающий из предыдущего).

Об отношениях с оценками, про отношения между учителями и родителями, а также много другой полезной информации о первоклассниках ищите на страницах нашего журнала.