Найти тему
Твой Информ

Я тут начальника снимаю, Или какой он - праздник глазами фотографа

Оглавление

Фотоснимки о многом могут рассказать, если только человек с камерой в руках успеет поймать момент. Что удается далеко не всегда и не всем, причем как новичкам в съемке, так и профессионалам. И чаще виной тому бывает не рок, не фатум и не медлительность фотографа, на которую любят пенять жутко официальные «ответственные» лица. Все гораздо прозаичнее.

"Поймать" ракурс в акробатическом пике
"Поймать" ракурс в акробатическом пике

«Убить» хороший кадр может чья-то спина или другие части тела, вкупе с его обладателем, вооруженным телефоном или фотоаппаратом. Что характерно для Тувы, где часто организация празднеств оставляет желать лучшего, в частности для фотографов. Причем не только по причине множества действительно лишних людей, мешающих съемке.

Подняла я эту тему не случайно и не для того, чтобы кинуть камень в чей-либо огород. Давайте пойдем более продуктивным путем и посмотрим со стороны, чему нам: и организаторам, и фотокорам, и зрителям, которые «сами себе режиссёры», стоит поучиться. Словом, поговорим о цивилизованном взаимовежливом сосуществовании и отдельной строкой - о профессионализме. Ведь красивые памятные удивительные снимки нужны каждому, они — хранители истории нашей жизни.

История в фотографиях

Фотограф-профессионал Наталья Черноусова что-то "поймала" в объектив
Фотограф-профессионал Наталья Черноусова что-то "поймала" в объектив

Те моменты, что нам запали в душу, мы и спустя годы вспоминаем с друзьями, обсуждаем, как был восхитителен «тот самый день, когда…», или как весело было тогда-то, или как «трогательно прозвучали слова и прослезились те-то…», как мы скандировали на адреналине и «наши рвались к финишу». Воспоминания— это действительно праздник, который всегда с нами. Но существует и более долговечное хранилище для «тех самых моментов» - «дневник памяти» в фотографиях. И если мысленно пробежаться по нескольким крупным событиям последних лет, можно вспомнить замечательные снимки Эстафеты Олимпийского огня «Сочи-2014», которую принимала Тува, или фотохронику Армейских международных игр разных лет. А какие яркие моменты удалось заснять во время Эстафеты огня Зимней универсиады-2019! А сколько красочных моментов нам подарили наши «домашние» праздники республиканского значения! Иногда так хочется прожить все заново, глядя на великолепные фото, полные жизни и тепла, динамики и адреналина.

На "охоте"
На "охоте"

Большинство людей — визуалы, для которых важны зрительные образы. Именно для них в первую очередь стараются фотографы газет и журналов. Фоторепортаж — особый жанр, включающий в себя практически все виды съемки: пейзаж, портрет, панорамный обзор. Главная его особенность в «живых» фотографиях, отражении событий с ощущением энергетики, атмосферы праздника. Это мы сейчас говорим не о той фотофиксации моментов вроде тех застывших снимков: «вы встаньте чуть правее, а вы положите руку на плечо, а вот вы – смотрите в объектив и улыбнитесь не очень широко». Без такого творчества в официальных кругах не обойтись, но мы сейчас о более интересном и зрелищном.

Отработал...
Отработал...

Не забавы ради

Чем выше статус праздника, тем больше существует ограничений для фоторепортеров и зрителей. Зрителям, если они вообще имеют доступ на высочайшее торжество, обзор закрывают полицейские из оцепления, за которыми, как правило, во время различных парадов и шествий стоят военные расчеты, а тут еще и фотографов с видеооператорами набежало. В общем, не позавидуешь. С военными расчетами ничего не поделаешь, хотя какие-то трибуны для людей предусмотреть можно было, и даже пару раз на майских парадах эти конструкции на площади Арата появлялись. И военные расчеты люди, звонившие как-то в редакцию, опять же предлагали организаторам праздников размещать лицом к зрителям.

А что касается фотографов и видеооператоров, то они как раз стараются держаться не только на тех точках, которые имеют выгодный ракурс для съемки, но и где они в наименьшей степени будут закрывать обзор зрителям. К тому же периодически дислокация их меняется, снимки нужны с разных ракурсов, и большинство из нас — люди все же с опытом работы в таких условиях. «Вы мне закрываете факелоносцев!» - дернув меня за плечо, помню сказала однажды возмущённая гражданка, а в это время гонец Олимпиады «Сочи 2014» с горящим факелом пронесся мимо. Для нас обеих момент был упущен. «Женщина, я ведь не забавы ради снимаю, вот полицейский тоже стоит перед вами, вы же нормально к этому относитесь», - упрекнула я «режиссера» с телефоном в руке. Оказалось, что полицейский не очень-то и загораживал «картинку», потому как роста был невысокого. Другое дело я. В общем-то, для себя тогда уяснила, что в прения вступать с гражданами чревато, и в последующем снимала больше «с земли», присев на корточки.

-5

Вам профиль слева или справа?

Фотографам-репортерам на массовых мероприятиях приходится одновременно снимать, думать, смотреть по сторонам в поисках удачных кадров, это закономерность — по-настоящему цепляют за душу случайно пойманные фотографом моменты. Ну, необходимо нам пространство для маневра! При всем этом следует помнить о композиции, стараться не упустить ничего важного и… не забывать, «что вот здесь сидит Миноборона», а «тут не то что стоять, дышать нельзя…», а «вот там сбоку поснимайте…». Это, конечно, с одной стороны, правильно: субординация с четкой организацией должны быть. Кто ж не слышал этих историй, не был их очевидцем, когда фотографы в погоне за удачным кадром вели себя, как дети малые, и под колеса машин бросались, и чуть ли не на краю крыши балансировали. Малая доля истины все же в этих байках есть. За людьми творческими глаз да глаз! Опять же негоже, чтобы люди с камерами бегали взад-вперед перед сановными лицами. Но наряду со всем этим кто-то из блюстителей протокола задается вопросом, утвердив точку съемки «сбоку», какие фото этих самых лиц их устроят: в профиль слева или в профиль справа. Фотосъемка — трудоемкий процесс, и временами создание фоторепортажа не ограничивается парой часов съемки, если мы говорим о профессионалах, а потому заслуживает, на мой взгляд, более серьезного отношения, нежели совета «поснимать в сторонке».

Что знают, организаторы празднеств, которые в первую очередь требуют хорошие качественные снимки с мероприятия, о выгодном ракурсе? Конечно, любой фотограф должен обладать реакцией и умением поймать момент, потому что случайный момент он и есть случайный, еще раз не повторится. Но неудачная дислокация изначально приведет к провальной серии снимков. Об этом организаторы должны тоже думать, планируя празднество от рассадки важных персон до выгодных позиций для фотографов, количество которых все же должно быть четко определено!

Кошмар фотографов – человек в кадре

-6

Справедливости ради, замечу, что в последнее время в отдельных случаях репортерам СМИ дают большую свободу действий на массовых мероприятиях. И даже учитывают, что там события быстро сменяют друг друга, для определённых снимков (ну, скажем, коллективных фото «на память» или торжественного вручения кубков и медалей) момент надо чуть подзатянуть, чтобы каждый из многочисленных фоторепортеров запечатлел апофеоз праздника. Правда, иногда эта уловка может не сработать.

В республике все обладатели мобильников умеют пользоваться камерой, и если не каждый второй, то каждый третий, наверняка более-менее научился снимать на фотоаппарат. В этом, казалось бы, должен быть большой плюс. Но в то же время такое изобилие режиссеров-фотографов выливается в здоровенный минус, перечеркивающий самые прекрасные, не побоюсь этого слова – исторические фотографии. И вот кому рекомендации «постоять в сторонке» пришлись бы впору, так это как раз многочисленным любителям пощелкать затвором фотоаппарата или поснимать на телефон прямо на глазах у изумленной публики и под прицелом всех камер, перекрыв своим демаршем надежду на «тот самый момент», которого фотографы ждали не день и не два! Такие люди в буквальном смысле — кошмар для профессионалов. И сегодня эти претензии больше не к рядовому зрителю, которому на многие праздники доступ все же ограничен.

Хочется воззвать к профессиональной этике многочисленных представителей сановных лиц. Причем замечание о соблюдении маломальской этики, согласно которой все фото- и видеооператоры работают слаженно, предпочтительно на одной линии, не мешая друг другу и зрителю, приближенные лица воспринимают опять же как личное оскорбление. «Я своего начальника здесь снимаю!» - оправдал свою вылазку «на передовую» засветившийся на всех камерах один такой ретивый гражданин с фотоаппаратом. И это на мероприятии (на минуточку!) международного масштаба! И вот мы плавно возвращаемся к теме особенностей трудовых взаимоотношений в нашей республике. Я понимаю, что очень хочется получить снимок особенный и порадовать начальство, но все же не надо забывать, что мероприятия — не частная вечеринка, и ваши согбенные фигуры в кадре вовсе не обязательны!

У каждого из нас своя правда, фоторепортеры мешают гражданам лицезреть, граждане мешают фотографам снимать, организаторы праздников «наступают на горло» творящим свободолюбивым фотографам, а ответственные чиновники, очень сильно подозреваю, не допускали бы на мероприятия, будь их воля, ни тех, ни других. Но все же все эти действа проводят, хотелось бы верить, для людей, причем не только для непосредственно присутствующих на мероприятии, для них ведется фото- и видеосъемка. Пора нам всем учиться уважать друг друга и творить не в ущерб общему празднику, это называется компетентностью. «Моменты» нужны всем: и зрителям, и фотокорам, и организаторам, и хорошо бы попробовать наладить взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами, чтобы торжественные церемонии все реже походили на местечковый балаган.

Н. Черноусова