Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Как работает «арка персонажа»?

Продолжаем серию текстов про внутреннюю лабораторию писателя. Теперь коротко расскажем о том, как авторы придумывают характеры и как вписывают их в свой сюжет.

Вы наверняка знакомы с массой историй, где главный герой не претерпевает никаких изменений по ходу сюжета. Иногда это более чем оправдано — Шерлок Холмс нравится людям потому что это Шерлок Холмс. Но в большинстве случае следить за такими историями не столь интересно, чем за теми, где персонажи разительно эволюционируют.

Шерлок хорош и без перемен
Шерлок хорош и без перемен

Раз уж мы в последнее время много пишем про детективы, то вот вам пример из творчества Бориса Акунина.

Эраст Фандорин впервые предстает перед читателем как зеленый юнец, который быстро матереет по ходу первой книги цикла («Азазель») и далее мы наблюдаем не просто за его приключениями, но за тем как происходит его становление как профессионала, зрелого человека и человека пожилого.

-3

-4

Возьмите другой пример того же автора (монахиня Пелагия), в котором подобного развития персонажа нет и вы получите один из ответов на вопрос, почему Фандорин оказался более популярен, чем героиня трилогии «провинциальный детектив».

-5

Гарри Поттер впервые предстает перед нами как несколько затюканный мальчик, выросший в семье, где его постоянно шпыняли и одевали в обноски. Для него становится полным сюрпризом, что на самом деле он могущественный волшебник, которому ещё во младенчестве удалось остановить другого могущественного волшебника (и предстоит ещё раз сделать это в будущем).

-6

По мере чтения книг, их атмосфера становится все более суровой и смерти полюбвишихся нам героев случаются все чаще. Это естественным образом влияет на Гарри и к концу цикла перед нами уже не застенчивый мальчик, а матерый аурор-мракоборец. Арка персонажа налицо.

-7

Еще один уже знаменитый пример — преображение Дейенерис Тарариен из слабой и зависимой девушки в лидера и властительницу двух континентов. Увы, резкие перемены, наложившись на природную предпосылку к безумию, довольно логично подводят персонажа к слому.

Читатели любят, когда их герои изменяются. Если речь о каком-то визуальном жанре (кино, сериал), то желательно, чтобы трансформация внутренняя сопровождалась и некой трансформацией внешней.

Уже упомянутый Эраст Фандорин к концу первой книги приобретает узнаваемую черту — раннюю седину на висках.

-8

В сериале «Во все тяжкие» школьный учитель химии Уолтер Уайт («белый») одевается в светлые тона и носит волосы. По мере развития этого персонажа и превращения его во все более опасного человека, он вначале бреется наголо, а затем надевает черную шляпу. Позже уже почти вся его одежда становится темной.

Какими ещё могут быть арки героев?

  • Был запуганным неудачником, стал лидером-харизматиком и основателем влиятельного контркультурного движения («Бойцовский клуб» Чака Паланика).
  • Был провинциалом из неизвестной никому страны, стал спасителем континента и героем («Властелин Колец», Джон Рональд Толкиен)
  • Был очаровательным одарённым малышом, стал героем-подростком, возгордился и перешел на сторону зла («Звездные войны»).

Спасибо, что дочитали! Поставьте лайк, подпишитесь на наш канал, а затем расскажите нам в комментариях о своих любимых арках героев.