Найти тему

Воспоминание о Ферапонтове: Дионисий

Поездка в Ферапонтово для меня освещена особым светом: именно с нее, а не с академических лекций началось мое возвращение к православию — вере моих предков, которой в раннем детстве учила меня бабушка. Потом — пионерская и комсомольская юность, вступление в коммунистическую партию...

Я вступала в партию в хорошие годы — в начале 1960-х, которые называют оттепелью. Была эта оттепель недолгой, но мы - молодые — считали, что став членами партии, сможем больше сделать для людей и для своей Родины, особенно после культа личности - да так оно и было. И знаете, мне вроде бы и нечего стыдиться — никакой корысти или еще чего похуже за мной не числится, разве что легковерие и глупость, да пионерская готовность “Флаг в руки — и вперед”. Ну да это разговор очень тяжелый и сложный, давайте как-нибудь в другой раз!

Один из древнейших городов — Белозерск. Фото из открытых источников
Один из древнейших городов — Белозерск. Фото из открытых источников

Возвращаюсь к нашей поездке: я тогда училась в аспирантуре и на каникулах решила съездить с дочкой в Ферапонтово. И приятельница моя Алиса, тогда тоже аспирантка, а сегодня академик и доктор искусствоведения, подсела к нам в поезде. О том, что там знаменитый комплекс фресковой живописи начала XVI века мы, конечно, знали, но в те времена наше ценнейшее средневековое наследие было не то чтобы под запретом, но — скажем так — не популяризировалось.

В Белозерске в монастыре работали реставраторы. А в музее нас поразило новшество: в экспозиции древнерусской живописи было звуковое сопровождение — православные песнопения. Они словно прибавляли света, и иконы мне запомнились как необыкновенно нарядные и яркие. Потому просидели мы остаток дня в музее, сбегали только пообедать. Тогда в Белозерском монастыре открылся замечательный ресторан с русской национальной кухней — “Трапезная”, если не ошибаюсь. Ели мы щи со снетками, не помню что на второе, а на третье - овсяный кисель, весьма нас разочаровавший. Стоили все эти яства копеечки такие, что и в те годы смешным показалось. Не заметили, как стемнело, а когда прибежали в Дом колхозника, где надеялись переночевать, оказалось — мест нет. Лето, тепло, но на улице комары беспощадные. Пошли по избам. Народ русский радушный, и одна бабулька нас пустила к себе, молочком напоила и в горнице на белье чистое, туго накрахмаленное, на мягкие перины уложила. Устали мы за этот день до смерти, едва головы до подушки донесли.

Ферапонтов монастырь. Фото из открытых источников
Ферапонтов монастырь. Фото из открытых источников

Проснулись поздно — и бегом на автостанцию. Там уже стоял маленький автобус с полуоторванными дверцами, а возле него — тетки с кошелками, до бровей повязанные платками, ребятишки да пара мужичков в туго натянутых на голову кепках. Объяснение к столь необычно для лета укутанным головам явилось сразу после того, как, отдуваясь и фыркая, автобус двинулся в путь по проселку, подымая тучу мелкой в порошок стертой пыли: мы почувствовали себя внутри пылесоса. Встречный поток воздуха втягивался в переднюю дверцу и выходил из задней, оставляя на пассажирах изрядную часть пыли. Примерно через полчаса наш тарантас остановился на тихой зеленой улице Ферапонтова напротив деревенской “Чайной”. Пассажиры скоро разошлись, и мы остались одни - только стайка белых гусей неторопливо проковыляла мимо и отправилась по своим гусиным делам, за ними задумчиво шла белобрысая девчушка лет семи, которая и указала нам, в какую сторону идти.

Ферапонтово. Собор Рождества Богородицы. Фото из открытых источников
Ферапонтово. Собор Рождества Богородицы. Фото из открытых источников

Ферапонтов монастырь едва проглядывал сквозь густую темную зелень окружавших его деревьев, почти скрывших порядком обшарпанные стены. Но уже монастырский двор встретил нас поразительной тишиной и каким-то совершенно вневременным покоем. Казалось, столетиями здесь ничего не менялось. Так же, как на исходе XVI века, когда инок Ферапонт нашел место “пространное и гладкое” и основал обитель на невысоком холме меж двумя озерами, вились и деловито гудели над скромными северными цветами шмели. Так же неподвижно висели кучевые облака на небе - пронзительно голубом в зените и нежно бледнеющем к горизонту. Так же лежали на траве под деревьями кружевные тени. Казалось, сейчас откроется одна из дверей — и выйдет, щурясь на солнышко, монах, всю ночь проведший за переписыванием или украшением цветными буквицами Псалтири: уже в XV веке монастырь прославился своей библиотекой и перепиской книг, сам игумен Мартиниан не чуждался этого послушания. Потому из стен монастыря вышла целая плеяда просветителей - книжников, философов, устроителей, активно участвовавших в освоении Северных земель.

-4

Собор Рождества Богородицы — тоже в весьма непарадном виде, без креста, с поржавевшей крышей, — был еще заперт, и мы устроились в тени под деревьями с путеводителем. Тогда как раз шла знаменитая “белая серия” — скромно иллюстрированные, но выполненные в большинстве своем истинными профессионалами книжки о русских городах, небольшого формата, в элегантных белых обложках. Собор был построен после великого пожара 1488 года, когда сгорели все деревянные постройки. А через несколько лет — точнее, с 6 августа 1500 по 8 сентября 1501 его расписала артель прославленного московского художника Дионисия.

Скоро пришла группа с экскурсоводом, но мы решили подождать конца экскурсии. И хорошо сделали. Когда странно притихшие посетители вышли из собора и мы вступили на порог, нас охватило чувство полной отрешенности от внешнего мира. После яркого солнца глаза сначала слабо различали стены паперти. И вот из тьмы стали выступать словно бы нерукотворно легкие фигуры. Сначала ангелов, “записывающих имена” всех входящих в храм. Затем две удивительные фрески — Рождество и Ласкание Богоматери.

Дионисий. Рождество. Фреска Ферапонтова монастыря
Дионисий. Рождество. Фреска Ферапонтова монастыря

Но самое замечательное ожидало нас внутри. Уже настроенные фреской паперти, ощутив установившуюся в душе тишину, мы переступили порог и оказались под сводами храма. И тут во второй раз в жизни моего внутреннего слуха коснулась “музыка сфер” — та, которая, по представлениям предков, возникает от трения семи хрустальных небесных сфер друг о друга при движении небосвода. Эта музыка была нежной и светлой — такой же приглушенной благородной гаммы, что характерна для колорита ферапонтовских фресок. Мы стояли, не в силах произнести ни слова, — и только слушали эту музыку. В тот раз я почти не воспринимала сюжетов — лишь видела на стенах стройный, словно цветок, силуэт Богородицы в сценах Благовещения, Покрова, Пира в Кане Галилейской. Знакомые композиции здесь выглядели изысканно легкими и нежными. Никогда — ни до, ни после — я не видела цветовой гаммы столь же нежной и лирической.

Ласкание Богоматери. Фреска Ферапонтова монастыря
Ласкание Богоматери. Фреска Ферапонтова монастыря

Позже, выйдя на солнечный свет, мы снова обратились к путеводителю — и какими грубыми, ничего общего с реальностью не имеющими показались нам цветные репродукции фресок! Позднее мне пришлось убедиться в том, что так эта гамма звучит только здесь, в этих стенах, в определенной освещенности: даже великолепные копии Адольфа Николаевича Овчинникова — безупречно верно выполненные, будучи вынесены в залы музея, не передают истинного обаяния ферапонтовских фресок. Их нужно смотреть только здесь - солнечным тихим утром, при хорошем свету, пробивающемся сквозь ветви старых деревьев. Впрочем, вы такого долго не увидите, потому что кто-то приказал вырубить деревья вокруг церкви — и теперь свет, проникающий в собор, стал гораздо более жестким.

А тогда после Ферапонтова две недели все краски окружающего мира казались мне невыносимо яркими и грубыми. Я старательно отыскивала аналоги цветов Ферапонтова. Вечером в Кириллове мы наивно подбирали на берегу Белого озера те камешки, из которых якобы русские иконники и фрескисты приготовляли свои пигменты для красок. Нашли - и именно те самые! Потом растерли между пальцами - а они масляной краской пахнут: оказалось, кто-то из художников, которые часто приезжают в эти святые места, недавно мыл свою палитру. Позже я узнала, что в качестве пигментов использовались привозные дорогие камни, в частности, - персидский лазурит, из мельчайшего порошка которого получается самая тонкая голубая краска - знаменитый “голубец”.

Нонна Яковлева

Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»