Найти тему
Лилия Габдрафикова

Татарская люстра из Германии

21 апреля 2017 года, скромный зал ратуши маленького немецкого городка Гарделегена. Сотрудники ратуши Руперт Кайзер и Габриэла Винкельман в окружении местных журналистов ждут гостей из Татарстана. Многие из них впервые слышат о татарах и с трудом записывают татарские слова.

Между тем земля Гарделегена, впрочем, как и многие другие уголки Германии, хранят память о татарских солдатах разных войн.

Когда-то в зале ратуши Гарделегена висело 12 деревянных люстр.

Так выглядела Ратуша Гардлегена в 1916 году. Фото из личного архива.
Так выглядела Ратуша Гардлегена в 1916 году. Фото из личного архива.
В 1916 году их сделал военнопленный – казанский татарин Насибулла. То ли по своему желанию, то ли по указанию заказчика его имя было вырезано на люстрах. И не просто имя, мастер Насибулла еще подчеркнул, что он "kazan tatar". В 1916 году.
Пронзительная тоска по Родине даже через сто с лишним лет будто прорывается через эти деревянные узоры.
Деревянная люстра, которой больше ста лет. Сделал казанский татарин Насибулла в 1916 году. Фото: мое
Деревянная люстра, которой больше ста лет. Сделал казанский татарин Насибулла в 1916 году. Фото: мое

Мы можем предположить, что это мог быть Гамаетуллин Насибулла – рядовой 14-й роты 138-го Болховского полка, пропавший без вести в июне 1915 г. Полный список потерь этого полка опубликован в моей совместной с Халимом Абдуллиным монографии «Татары в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)».

Книга "Татары в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) была издана  Казани, в 2015 году.
Книга "Татары в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) была издана Казани, в 2015 году.

Неизвестно как сложилась дальнейшая судьба мастера Насибуллы, вернулся ли он на Родину после репатриации в 1920-е годы или же его последней обителью стала германская земля.

Но среди захоронений Вюнсдорфского лагеря, недалеко от Цоссена, где он содержался, нет ни одного Насибуллы. Может быть, ему удалось вернуться домой.

В Вюндорфском лагере в годы Первой мировой войны содержались мусульманские военнопленные. Много было там и татар. Кстати, на памятнике 1916 г., в память об умерших в лагере военнопленных, тоже есть обозначение "mohamedanischer Kazan-Tataren".

Тот самый памятник в Вюнсдорфе времен Первой мировой войны. Фото мое.
Тот самый памятник в Вюнсдорфе времен Первой мировой войны. Фото мое.

Ныне на этом месте не только военное кладбище с мемориальным комплексом, но есть и специальный музей, посвященный истории Вюнсдорфского лагеря.

А люстра казанского татарина Насибуллы из Германии все же вернулась в Казань спустя сто лет. В 2017 году в Музее исламской культуры (В мечети Кул-Шариф) реликвия экспонировалась в рамках выставки «Турки, мавры, татары — мусульмане в Пруссии и Германии».

Читайте также публикации моих коллег на эту тему:

Военнопленные татары Первой мировой войны (ч.I. Память)

Военнопленные татары Первой мировой войны (ч.II Лица)

Австрия зинданында язылган бәетләр

Австрия зинданында язылган бәетләр - 2 (дәвамы)