Найти тему

Фильм «Небесный тихоход»: был ли прототип у лётчика Булочкина?

Сам жанр музыкальной комедии уже не предполагает искать реальных прототипов фильма «Небесный тихоход».

Хотя при этом, они находятся. Конечно, понятно, что прототипами всех женщин-лётчиц послужили пилоты 46-й гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, ранее (до присвоения гвардейского звания) имевшего 588-й номер. Просто потому, что это был единственный полк Красной Армии, летавший на У-2 и имевший женские экипажи.

По этой же самой причине, искать реальный прототип лётчику Булочкину бесполезно, так как в этом женском полку мужчины не служили вообще. Так что и сам майор, и провожавший его солдат с зубной болью, и упомянутые лётчик мужчины из другой эскадрильи, существовать не могли.

Тем не менее, поискать лётчиков-истребителей с похожей судьбой можно попробовать. И я уже несколько раз вскользь упоминал, что таковые есть.

А если ещё более внимательно посмотреть, то кандидатов на роль Булочкина получается даже несколько.

Во всяком случае, в некоторых статьях про фильм и комментариях, фигурируют сразу два советских лётчика.

Один из них — это Сергей Георгиевич Курзенков. Лётчик-истребитель морской авиации, воевал с осени 1941 года. В марте 1943 года капитан Курзенков уже был помощником командира 78-го истребительного авиаполка 6-й истребительной авиадивизии ВВС Северного флота. За ним числилось девять сбитых самолётов. При подлёте к своему аэродрому его самолёт был по ошибке сбит своей зенитной артиллерией. Выбросился с парашютом, но по некоторым данным парашют не полностью раскрылся и Курзенков упал с высоты около 700 м. Спасло лётчика падение в глубокий снег.

После излечения остался в авиации, но перешёл на штабную работу. 24-го июля 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он стал ещё и писателем, в его книге «Под нами — земля и море», описана его собственная история войны. В том числе и эпизод с его последним боем, где не очень понятно, что же именно с ним случилось. Такая вот история.

Сергей Георгиевич Курзенков
Сергей Георгиевич Курзенков

Ещё некоторые называют Ивана Михайловича Чиссова, который был штурманом в дальнебомбардировочной авиации, в 98-м полку.

25-го января 1942 года его самолёт был сбит, и Чиссов выбросился с парашютом на высоте около 7000 м. На земле его обнаружили наши бойцы, Чиссов лежал в глубоком сугробе без создания и, как указано, парашют его был «не полностью раскрытый». Честно говоря, не очень понятно, как можно по лежащему на земле парашюту определить, полностью он раскрыт или нет. По послевоенным рассказам самого Чиссова он пытался раскрыть парашют на высоте 700 м, но что-то не сработало, парашют не раскрылся, он упал в снег, но находился в сознании.

Есть и ещё один момент интересный, в сети можно найти воспоминания генерал-майора авиации Героя Советского Союза Николая Павловича Жугана. Он был в январе ещё старшим лейтенантом и именно в его экипаже Чиссов был штурманом. В том бою сам Жуган выбросился с парашютом из горящего самолёта позже и пишет, что его версии штурман пытался сделать затяжной прыжок, но при этом потерял сознание.

Иван Михайлович Чиссов
Иван Михайлович Чиссов

Словом, рассказов о выбросившихся без парашюта или с нераскрывшимся парашютом лётчиков, и после этого оставшихся в живых много. Есть упоминание и про английского пилота, падавшего вместе с самолётов с 6000 м, но в момент удара о землю взрывной волной его выкинуло из самолёта и таким образом он остался жив. Тоже что-то общее с «Небесным тихоходом» прослеживается.

Но, как мне кажется, все предлагаемые лётчики не очень походят на роль майора Булочкина, Чиссов так и вообще не пилот и не из истребительной авиации.

Но есть вполне реальный, на мой взгляд прототип, о котором я уже как-то упоминал. Судите сами.

Борис Иванович Ковзан, лётчик-истребитель, воевавший с начал войны и уже 24-го июня сбивший немецкий самолёт. Он считается единственным в мире летчиком, который совершил четыре (!) воздушных тарана, при этом после всех остался в живых.

Был представлен к званию Героя в июле 1942 года, но начальство представление не подтвердило. Золотую Звезду Героя Ковзан получил только в августе 1943 года.

В его биографии не всё ясно, так как Ковзан по своей известности вполне мог соперничать с майором Булочкиным. При него много писали в газетах, в том числе и (как увы часто было) довольно фантастические истории. Поэтому разобрать теперь, что же было реально крайне сложно. Но, судя по тому, что известно, воевал он действительно храбро, а если и преувеличили, то пусть это будет на совести газетчиков. В любом случае, разбор его биографии не входит в мои планы.

Одна из газетных статей про Ковзана
Одна из газетных статей про Ковзана

А вот то, что Ковзан был в августе 1942-го года сбит, и с высоты 6000 м падал с не полностью раскрытым парашютом, в данном случае важно. Упал он в болото, и был подобран партизанами. От партизан, получившего при падении тяжелые ранения, лётчика вывезли на У-2. Помните, в «Небесном тихоходе» есть и похожая сцена.

Врачи его смогли вылечить, но правый глаз Ковзан потерял. Выйдя из госпиталя, сумел добиться разрешения летать, но только во вспомогательной авиации. А что у нас тогда было во вспомогательной авиации? Правильно, остались почти только У-2, который настолько прост в обращении, что летать на нём мог даже пилот с одним глазом.

Борис Иванович Ковзан
Борис Иванович Ковзан

Хоть внешне Борис Ковзан и не похож на актёра Крючкова, но зато, согласитесь, из всех перечисленных биографий, его история более всего подходит в качестве прототипа майора Булочкина.

Я вам так же порекомендую мою статью:

«Небесные тихоходы»: маленькие самолеты большой войны

-6