Найти тему
СинемаКит

Какое место саундтрек занимает в фильме?

Музыка всегда играет большую роль в фильме: создает атмосферу, усиливает впечатление от пейзажей и интерьеров, передает настроение героев. Встречаются картины, где мелодия в сочетании с цветом и композицией затмевает диалоги и даже сюжет. Например, слепая героиня Беатрисы Даль (к/ф “Ночь на земле” Джима Джармуша) признавалась, что иногда ходит в кино, чтобы чувствовать фильм. Такое сильное впечатление - именно результат работы композиторов.

Сегодня понравившуюся песню из фильма можно легко найти по аббревиатуре OST. Однако многие путают два вида саундтреков. Оригинальные, написанные композитором специально для фильма, обозначаются аббревиатурой OST (англ. Original Sound Track). Для использованной музыки других авторов эту аббревиатуру не используют. Несмотря на то, что сейчас эти понятия слились в одно целое, призываем вас разделять их.

Кадр из фильма "Начало", реж. Кристофер Нолан
Кадр из фильма "Начало", реж. Кристофер Нолан

Бывает, что трек, существовавший автономно, “роднится” с фильмом. Мы “слышим” кадры из знакомой картины: Бетховен – Симфония № 9 ре минор (к/ф “Заводной апельсин”), Бах – Хоральная прелюдия фа минор, BWV 639 (к/ф “Солярис”, обработка Э. Артемьева), Чак Берри — “You never can tell” (к/ф “Криминальное чтиво”).

Однако оригинальные саундтреки привлекают режиссеров больше. Композитор может создать не одну культовую мелодию, а ряд похожих, которые будут сопровождать картину на протяжении всего хронометража. Саундтреки настолько важны, что бывали случаи, когда фильм придумывался с расчетом на музыкальное сопровождение определенного типа, а потом концепция менялась. Например, когда съемочная группа разрабатывала фильм о временах Великой Депрессии “Афера”, сценарист видел фильм с блюзом. А после изменения некоторых эпизодов в сценарии для фильма выбрали рэгтайм – более игривую музыку, лучше подходящую к новому комедийному тону картины.

Кадр из фильма "Джанго освобожденный", реж. Квентин Тарантино
Кадр из фильма "Джанго освобожденный", реж. Квентин Тарантино

Оригинальные саундтреки продолжают жить автономно от фильма и обрастают собственной популярностью: Клинт Мэнселл — “Lux Aeterna” (OST “Реквием по мечте”), Ян Тьерсен — “Comptine d’un autre ete: L’apres midi” (OST “Амели”), Нино Рота -”Sicilian Pastorale” (OST “Крёстный отец”), Владимир Дашкевич – Увертюра (OST “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”), Владимир Высоцкий – “Песня о друге” (OST “Вертикаль”) и другие.

Саундтрек – мощная и неотъемлемая часть любой кинокартины, поэтому режиссеры подбирают их с особой тщательностью. Нередко они объединяются только с определенными композиторами, которые наравне с режиссером “чувствуют” будущий фильм.