Конный марафон Армейских международных игр-2020 в Туве закончился. В нем победила команда Центрального военного округа (читай – наша 55-ая горная мотострелковая бригада), можно расслабиться и не переживать. И спокойно поговорить о лошадях, которые участвовали в марафоне. И о наездниках. А заодно и о том, кому было труднее – участникам АрМИ-2020 или мушкетерам, которые поехали за подвесками королевы.
Мушкетерам было проще
Все помнят сюжет старого романа «Три мушкетера». И то, как французские воины добирались от Парижа до Кале. Будь это командное соревнование, они бы его проиграли, потому что из четырех человек добрался до пролива только один. Атос, Портос и Арамис остались на «прохождение специальных задач» и выбыли из гонки.
Военным – участникам спортивных соревнований – надо было вместе проходить все участки и финишировать вместе. При этом, собственно, скорость скачек у них была не меньше. Хотя кони не такие красивые. Впрочем, все кони красивые. Только у мушкетеров они выглядели более эффектно.
Маршрут марафона был в два раза короче расстояния от Парижа до Кале, время, затраченное на его преодоление (включая ночной отдых), немного меньше, ехать надо было по бездорожью и преодолевать водное препятствие, к тому же во время спецзаданий никто не оставлял друзей – все ехали вместе. Поэтому уверенно можно сказать – если сравнивать два забега – в Туве все команды прошли его успешнее, чем во Франции.
Правила будут корректировать
Правила, по которым сейчас проходили армейские игры, как считают специалисты, еще будут корректировать. Пока опыт проведения конного марафона небольшой, а аналогов практически нет.
Есть интересные соревнования: дистанционные конные пробеги – одна из неклассических дисциплин конного спорта. «Дистанционные» – это не потому, что по скайпу или используя zoom, а потому, что на большие дистанции. Несмотря на то, что эта дисциплина пока не входит в программу Олимпийских игр, она занимает второе место в мире по популярности после конкура, а в некоторых странах даже первое.
Это легко объяснить: большая доступность, с точки зрения подготовки лошади и всадника, и отсутствие необходимости в крытом манеже для тренировок. Дистанционные конные пробеги – это соревнования на выносливость лошади на дистанции от 30 (иногда от 20) до 160 км в один день либо до 200 км в два дня. И это очень похоже на обычные конные скачки в Туве. Только правила наших скачек пока колеблются между обычаями степных скачек и международными стандартами. Пока, впрочем, побеждают степные обычаи.
По международным правилам, перед стартом лошадь проходит ветеринарный осмотр и ветврачи принимают решение, нет ли у этой лошади противопоказаний для участия в пробеге. Если забег очень длинный, его делят на этапы, и по завершении каждого этапа замеряют пульс лошади. Частота сердечных сокращений должна быть не выше установленного значения, обычно это от 56 до 64 ударов в минуту, в зависимости от длины дистанции. После пересечения промежуточных финишных створов до подачи лошади на ветконтроль есть 20 минут, если за это время лошадь не успевает восстановиться, ее исключают из соревнований. Шпоры и хлысты запрещены в течение всего периода соревнований.
После финиша последнего этапа время останавливается сразу. Но у спортсмена есть только 30 минут, чтобы лошадь восстановилась. Потом – еще один ветеринарный контроль, и только после его успешного прохождения считается, что всадник и лошадь успешно завершили дистанцию.
В армейских соревнованиях все и проще, и сложнее. Ветеринары, конечно, есть. И именно они решают, может ли лошадь принимать участие в соревнованиях. Только тут главное — просто прийти первым. Никто не будет считать, сколько времени понадобится коню на восстановление. А сложнее потому, что во время соревнований конь будет не только просто скакать. Ему придется еще перевозить снаряды и условно раненых.
Откуда лошадки?
В соревнованиях участвовали только кони из табуна 55-й горной мотострелковой бригады. Нельзя пока сказать, что из ее конюшни, потому что конюшни, хотя и построены, но еще не введены в строй, и лошади летом пасутся в табуне. Если лошадь еще позволяла себе порой встряхнуть гривой, то человек сидел абсолютно неподвижно
Но откуда взялись лошади в самой бригаде? Их откуда-то привезли?
Ниоткуда их не привозили, всех этих лошадей вырастили в Туве. Некоторые кони, по словам всадников, из табуна Геннадия Монгуша, Заслуженного коневода Тувы, знаменитого борца-арзылана по прозвищу Медведь. На других – еще видно тавро Аяса Монгуша – кучутена – двухкратного чемпиона мира по сумо, семикратного чемпиона Европы по сумо и 17-кратного чемпион Наадыма. У многих борцов сейчас есть свои табуны, кони которых побеждают не только на скачках в Туве, но и за Саянами.
Получается, что у 55-ой бригады как раз те кони, которых мы видели на разных скачках? Не совсем так. Да, некоторые кони вполне успешно участвовали в разного уровня скачках в Туве, но на самом деле для военных отбирали не самых быстрых или красивых лошадок. Отбирали здоровых и, главное, выносливых коней. Для «службы» в армии нужны кони, которые могут перевозить большой груз, например, снаряды или воинское снаряжение, которые смогут осторожно вывозить раненных из труднодоступных мест.
Конечно, если (не приведи Господь!) начнется большая мировая война, где все решат ракетные войска, лошади уже не понадобятся. Да и люди почти не понадобятся – никого уже не останется. Но в разного рода локальных войнах лошади еще очень даже нужны. В горах достаточно много дорог, точнее тропок, по которым никакая техника не проедет.
И для таких тропок статные красивые лошадки, победители конкура (соревнования по преодолению препятствий в определенном порядке, проходящие на конкурном поле) и уж тем более – деликатной выездки (дрессура - высшая школа верховой езды, олимпийский вид спорта) категорически не подойдут. У них совсем другая специфика. С таким же успехом можно чемпиона по легкой атлетике отправлять на соревнования по боксу.
А обычные лошадки тувинской породы вполне подходят для «службы» в армии. Впрочем, в табуне 55-ой бригады не очень много именно лошадей тувинской породы, больше все-таки полукровок. Как практически и в любом другом табуне в Туве.
А всадники – разные
Если кони у всех команд были примерно одинаковые, то этого никак не скажешь о всадниках. Явно у них был разный уровень подготовки. Как показалось, один из всадников (из команды Южного военного округа) вообще с трудом забрался на лошадь. Но, может, это действительно только показалось, потому что на марше все держались достойно.
Большую разницу, но, скорее, в характере, можно было увидеть на определенных участках, например, в преодолении водной преграды. Военные из Узбекистана (может быть, абсолютно случайно) определили самое неглубокое место, и речку форсировали очень аккуратно, поджав ноги. Как кажется, даже почти и не намокли.
Военные из Кабардино-Балкарии (Южный округ) быстро проскакали напрямую, не пытаясь поджать ноги, и, как кажется, вовсе не заботясь о том, останутся ли они сухими. Их стиль преодоления препятствий можно определить фразой: «Да по-любому прорвемся!». Что, конечно, составляло резкий контраст четкой аккуратностью узбекской команды.
Стиль преодоления препятствий тувинских военных (Центральный округ) представлял нечто среднее – без особой аккуратности и особого удальства. Но именно они заняли первое место. Дело в том, что если препятствия все преодолели примерно одинаково, то количество штрафных очков у всех было разным.
Слишком туго затянута уздечка? Лошадь надо перепрягать. В аптечке нет всего, что необходимо? Быстро, где хотите, достаньте, но ехать без этого нельзя. В общем, условия для того, чтобы получить штрафные очки, было много.
Команда – когда вместе
Не вместе – воины, участники соревнований, а вместе — лошадь и ее всадник. Лошадь должна чувствовать участие, чувствовать, что ее понимают, тогда она и сама будет понимать всадника.
Когда была эта взаимная поддержка, тогда все участки проходили лучше и успешнее. Кроме, пожалуй, конкурса, когда надо было заарканить коня. Этого никому не удалось, хотя, говорят, во время тренировок некоторые участники конкурса показывали неплохие результаты – из трех попыток заарканивали двух коней. Но на самих соревнованиях никого не поймали.
Военные из 55-ой бригады бросали аркан так, как это делает практически каждый табунщик в Туве. А узбекские участники придумали свой оригинальный метод. Как представляется, тактика была простой: когда из загона выпускают лошадь, они бросали очень большую петлю поперек выхода из загона. Подразумевалось, что лошадь сама вбежит в лассо. Но таким экстраординарным методом им удалось заарканить только столбик, на котором держалась калитка.
Под прицелом
На удивление зрелищным сделали этап разминирования минного поля. Хотя немного пощекотали нервы.
Вот представьте, после водной преграды вы выходите на поляну, где находится условное минное поле. И первое, что видите, – стоит конь, рядом с ним сидит солдат и целится в вас из винтовки. Но сидит совершенно неподвижно. Осторожно обходите его – он не шелохнется. Оказывается, в условиях прохождения этапа было, что двое военных разминируют поле, а остальные занимают позицию по периметру. Они абсолютно не шевелились, порой казалось, что это – восковые муляжи. Впрочем, когда все мины и растяжки были обнаружены и разряжены, «муляжи» быстро на конях продолжили марафон.
Ликвидация растяжек тоже была эффектной, «наоборотной». То есть, в обычных боевых условиях, если мина обезврежена, все тихо и спокойно, можно идти дальше. Если нет – кто-то взрывается на растяжке. В условиях армейских игр, когда растяжка была обезврежена, радом вспыхивал небольшой фейерверк, который показывал, что все сделано правильно – мин нет.
В целом организация АрМИ-2020 была отличной, казалось даже, что места для разных этапов выбирали не только с учетом трудностей их прохождения, но и с эстетической составляющей. Впрочем, в Туве найти некрасивый кусочек природы, наверное, вообще невозможно. Но всегда чего-то не хватает, и хочется большего…
Всегда чего-то не хватает…
В мире ничего идеального не бывает. Хотя наши гости сами выбирали себе коней, но им порой не удавалось найти общий язык с лошадками. Впрочем, на любых соревнованиях кто-то выигрывает, кто-то – проигрывает. Такова природа любых конкурсов.
Но по-настоящему удивила арка для старта конного марафона. На ней почему-то был логотип недавно прошедшего бегового марафона. Хотя, конечно – забег он и есть забег. Хоть пешком, хоть верхом.
Башкы Бады Шулуун из Эрзина сейчас несет службу в 55-ой бригаде, он благословлял соревнования в целом и нашу команду. В Кабардино-Балкарии и в Узбекистане большинство – мусульмане. Понятно, у нас имамов и муфтиев нет, но как-то обидно стало за гостей. Или они должны были привезти своего священнослужителя?
Но больше всего не хватало зрителей. Оно, конечно, игры сугубо военные, да и пандемия – надо соблюдать меры предосторожности. Но в этом году было так мало скачек, и наверняка бы было много желающих поприсутствовать хотя бы на некоторых этапах. Может быть, когда-нибудь так и будет.
Соревнования – это ведь праздник, зачем его прятать. Но вот праздник окончился. В прошлом году российская команда (55-я бригада) была на третьем месте, которое разделила со сборной Киргизии. Второе место заняли всадники из Казахстана, а победители – хозяева состязаний – военные из Монголии. Сейчас из-за пандемии количество участников было намного меньшим.
Кто знает, где пройдут соревнования в следующем году. Может быть, опять у нас, и приедет больше участников, и какие-нибудь этапы сделают доступными зрителям… Но об этом пока можно только мечтать. И поздравлять наших военных с победой!
И. Качан