В последние годы «Ласточка» стала буквально главным региональным поездом в России. На ней можно уехать из Москвы и Петербурга почти в любой соседний регион. Но у этой популярности есть обратная сторона. Сервис в этих электропоездах становится все хуже и хуже.
«Ласточка» стала любимым поездом РЖД и настоящим драйвером развития региональных поездов. Вокруг Москвы и Петербурга много регионов, до которых можно добраться буквально за три-четыре часа. Полноценные поезда дальнего следования с электровозом и купейными и плацкартными вагонами назначать туда невыгодно. А «Ласточка» – дешевый, быстрый и относительно комфортный поезд, который с хорошей скоростью может доехать до нужного областного центра.
Один из таких маршрутов – Петербург – Псков. Буквально на днях мне довелось проехать на поезде по этому направлению.
Еще два с небольшим года назад между этими городами не было полноценного поезда, однако пущенная «Ласточка» оказалась настолько популярной, что за год их количество было увеличено до четырех пар в сутки.
Маршрут примечателен тем, что большая его часть неэлектрифицирована. На этом участке «Ласточку» тянет тепловоз. Еще интересно, что по выходным маршрут поезда продлен до Печор (районный центр Псковской области на границе с Эстонией, там находится всемирно известный монастырь, который не прекращал свою деятельность в советское время, в том числе в годы Великой Отечественной войны).
Поездки на «Ласточке» обычно настолько однообразны и ничем не примечательны, что и описывать-то там нечего. Но в этот раз я заметил, как постепенно в таких поездах ухудшается сервис. Впрочем, может, я придираюсь?! Судите сами.
Проблемы или придирки?
Обычно в «Ласточках» три класса обслуживания – бизнес, эконом и базовый. Билет в эконом чуть дороже, чем в базовый. За небольшую переплату обещают розетку и выдвигающееся кресло. Все это у меня было, тут без претензий, но розетки были и в базовом классе. Так что, слегка переплатив, чувствуешь себя немного обманутым: а стоило ли платить больше?
Следующий вопрос – температурный режим. Согласно предписанию Роспотребнадзора, температура воздуха в вагоне должна быть от +20 до +24. В моем вагоне перманентно было +24...+25. Зачем так тепло, учитывая, что люди в сидячке надевают на себя куда больше вещей, чем в каком-нибудь купейном или плацкартном вагоне.
Ещё одна небрежность – часы. Поездные часы на табло отставали на четыре минуты. Я сказал об этом проводнику, но в процессе поездки их не поправили. Это уж совсем смешная придирка, скажете вы. А вот и нет. Люди, ориентируясь на эти часы, готовятся к выходу на своей станции, или выходят покурить. Если бы часы спешили, это было бы не так страшно. Я сам слышал диалог одного из пассажиров с проводником. Мужчина сетовал, что чуть не опоздал из-за этого неверного времени, когда прощался с провожающим на платформе в Петербурге.
Из таких мелочей складывается образ поезда. У нас в вагоне, например, закончилась в кулере вода, и никто не поспешил решать эту проблему. Сенсорный кран в санузле срабатывал почему-то через раз. Сиденья кресел были продавлены с покатом вперёд.
Очевидно, что за два года эксплуатации все слегка подрасслабились и подзапустили сервис.
А в остальном – три с половиной часа от Петербурга до Пскова – просто сказка!