Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Становление легендарной Гнесинки. Образовательный бум в Москве в 90-е годы XIX века

Российская академия музыки имени Гнесиных, чье имя вызывает уважение даже у далеких от мира музыки людей, выросла из единственной комнаты в арендованном доме с одним роялем и тремя амбициозными наставницами. «Культура.РФ» вспоминает историю легендарного музыкального училища.

ДОМ ХОМЯКОВА НА СОБАЧЬЕЙ ПЛОЩАДКЕ, ГДЕ НАЧИНАЛ СВОЮ РАБОТУ ИНСТИТУТ ИМ. ГНЕСИНЫХ. ФОТОГРАФИЯ: MENSWORK.RU
ДОМ ХОМЯКОВА НА СОБАЧЬЕЙ ПЛОЩАДКЕ, ГДЕ НАЧИНАЛ СВОЮ РАБОТУ ИНСТИТУТ ИМ. ГНЕСИНЫХ. ФОТОГРАФИЯ: MENSWORK.RU

В 1891 году в Москве открылось Музыкальное общедоступное училище Валентины Зограф-Плаксиной, которая училась в консерватории вместе со старшими Гнесиными. Училище Зограф-Плаксиной (сегодняшнее Академическое музыкальное училище при Московской консерватории) позиционировало себя как наиболее профессиональное образовательное звено между школой и вузом, и преподаватели в нем служили преимущественно из консерватории и Большого театра. Училище делало ставку на общедоступность обучения: плата за учебу (средне-специальное образование в дореволюционной России находилось в частных руках и было платным) была сравнительно небольшой.

Самим Гнесиным было трудно получить разрешение городских властей на открытие училища. Но молодых пианисток поддержали авторитетные музыкальные деятели — и в 1895 году им удалось открыть «Училище сестер Е. и М. Гнесиных». По сравнению с заведением Зограф-Плаксиной, в Гнесинке все обстояло скромнее, так как на первых порах они не могли приглашать сторонних преподавателей — и вели все классы, которые могли, сами. Класс скрипки появился, когда консерваторию закончила Елизавета, а вскоре в преподавательский состав влилась и Ольга, которая занималась под руководством своих сестер и стала первой выпускницей училища, прошедшей обучение по оригинальной методике Гнесиных.

ЕЛЕНА ГНЕСИНА В ОКРУЖЕНИИ УЧЕНИЦ. ФОТОГРАФИЯ: RUSSKIYMIR.RU
ЕЛЕНА ГНЕСИНА В ОКРУЖЕНИИ УЧЕНИЦ. ФОТОГРАФИЯ: RUSSKIYMIR.RU

Гнесины изначально не стремились подражать консерватории, как заведение Зограф-Плаксиной. Сестры прилагали много усилий, чтобы разработать оригинальную методику обучения музыке, и надеялись в будущем создать некую альтернативу консерваториям вообще. Гнесины сразу взяли верный курс на разностороннее развитие учеников. Кроме специальных классов игры на фортепиано и скрипке сестры вели теоретические, хоровые и ансамблевые дисциплины. Например, Елена Гнесина преподавала методику игры на фортепиано и вела хоровой класс, Евгения преподавала фортепиано и детское сольфеджио; Елизавета вела классы скрипки, камерного ансамбля и сольфеджио. Таким дисциплинам придавалось особое значение, чем училище выгодно отличалось от конкурирующих частных учебных заведений Москвы.