2 марта 2020 года жители дома по Нижегородской улице в Москве сообщили в полицию, что у них в квартире лежит труп их знакомого Ивана Проворотова (имя изменено) по прозвищу Сёма. Над трупом надругались — из тела Проворотова торчала пустая бутылка пива «Жигули». Около убитого были видны следы крови, а сам он был избит.
Показания жильцов квартиры указывали на то, что его убили двое их знакомых братьев, Денис и Александр Голощаповы. В тот же день их задержали по подозрению в убийстве. Братья настаивали на том, что не убивали Проворотова. По их словам, у них было железное алиби — во время совершения преступления они находились у себя в квартире в соседнем доме. Версию братьев подтвердила их мать — она открыла сыновьям дверь примерно в полтретьего ночи и пустила их домой. Их слова могли подтвердить и видеозаписи с подъездов домов на Нижегородской улице. Но, по словам сотрудников полиции, эти записи не сохранились.
Труп Проворотова нашли в квартире Евгения Трефилова (имя изменено), доставшейся ему от бабушки. На Нижегородской Трефилов проживал со своей сожительницей Ириной Ивановой. Обвинение против братьев строится во многом на показаниях этих двух людей (есть в распоряжении «Базы»).
Судя по их словам, за день до убийства братья сильно избили Трефилова и хотели надругаться над ним, но он смог отбиться. На следующий день братья пришли снова — тогда в квартире находился и погибший, Иван Проворотов. Хозяева не хотели пускать Голощаповых, но Иван решил открыть им. Из показаний Ивановой и Трефилова следует, что весь вечер компания выпивала, а затем, как это обычно бывает, за столом начались пьяные споры и крики. Евгений со своей сожительницей не захотели в этом участвовать и ушли к себе в комнату. Оттуда они слышали шум борьбы. После того как драка прекратилась, братья ушли.
Когда Трефилов проснулся на следующее утро, то нашел Проворотова мёртвым. Он был избит, в его заднепроходное отверстие была вставлена бутылка из-под пива. Евгений вызвал полицейских, рассказал им о своём избиении и указал, что Проворотова могли убить братья Голощаповы. Ирина подтвердила его историю.
В ходе следствия экспертиза установила, что Ивана сильно избили, но умер он из-за кровопотери, вызванной пивной бутылкой. Также экспертиза выяснила, что смерть наступила 2 марта, не ранее 8 часов 27 минут, а приведшие к ней повреждения бутылкой были нанесены не позднее чем за 30–60 минут до этого. Как рассказали адвокаты подозреваемых, экспертам не удалось обнаружить на бутылке отпечатков пальцев — они не сохранились.
Первые несколько недель братьев вёл госадвокат по назначению, но затем их мать решила нанять частных защитников. Они ознакомились с материалами дела и не нашли в них записей с камер, подтверждающих, что братья Денис и Александр находились в квартире в установленный экспертизой момент убийства Сёмы.
Оперативник, расследующий дело, пояснил, что на подъезде дома, где был обнаружен труп Проворотова, камеры не работают. По месту же жительства братьев видеозаписи не сохранились. По словам адвокатов, они в эту версию сразу же не поверили, так как Департамент информационных технологий Москвы славится качеством своей слежки.
Адвокаты обратились в департамент с вопросом, запрашивал ли кто-то из оперативников видеозаписи с подъездов домов на Нижегородской улице. Там ответили, что письменных обращений от полиции не поступало, но 3 марта в их систему зашёл человек под логином сотрудника УВД по ЦАО и выгрузил видеозаписи с подъездов домов, где живут Евгений, Ирина и братья Голощаповы.
На записях видно, что братья появляются у подъезда Трефилова в 2 часа 14 минут. Судя по видео, они вернулись за телефоном, который им передала Ирина, о чём в показаниях она умолчала. Спустя пять минут, в 2:19, братья зашли в подъезд своего дома. Это произошло как минимум за пять часов до того, как Проворотову были нанесены смертельные повреждения.
Видео: «База»
Важно помнить, что Департамент информационных технологий хранит записи с городских камер не более пяти дней. Видео с алиби Дмитрия и Александра смогло уцелеть на серверах департамента только потому, что его выкачал оперативник полиции. Правда, в материалах дела этот факт полицейский почему-то не указал.
Помимо видеозаписи, доказывающей, что братья были у себя дома в момент убийства, мама подозреваемых прошла тест на полиграфе (результаты этого исследования есть в распоряжении «Базы»). Он показал, что женщина не врёт, когда рассказывает, что Голощаповы пришли домой около половины третьего ночи.
Адвокаты подозреваемых заявляют, что найденное ими видео с камер, вне сомнений, доказывает алиби их клиентов. Кроме того, как указывает защита, сотрудники полиции знали о записях с подъездов — они выгружали их с сервера, но не приобщили к делу. Мать братьев Голощаповых написала заявление в Главное следственное управление СК по г. Москве с просьбой провести проверку действий полицейских и следователей, которые скрыли видео.
«В настоящий момент нами в рамках адвокатского расследования были получены и переданы для приобщения к материалам уголовного дела записи с камер видеонаблюдения. В дальнейшем мы будем добиваться признания наших доверителей невиновными и требовать прекращения их уголовного преследования», — заявили «Базе» адвокаты братьев Голощаповых Тимур Чанышев и Дмитрий Минов из коллегии адвокатов «Адвокат Премиум».