Найти в Дзене
ГУМАНИТАРИЙ

Эти картины сводят с ума: злосчастные обитатели Третьяковки

Оглавление

Мы приписываем искусству мистическую силу. Эстетическое воздействие произведения искусства активизирует широкую палитру эмоций, и мы чувствуем воодушевление или подавленность, мы зачарованы или шокированы, испытываем восторг или отвращение. Мы ощущаем подъем энергии – или погружаемся в депрессию.

«Искусство» и «искуситель» - однокоренные слова, язык отражает демоническую связь, существующую в коллективном бессознательном. В Средние века даже музыка считалась грехом, что запечатлено в жутковатых символах на полотнах Босха.

Музыкальный ад Босха
Музыкальный ад Босха

Видимо, поэтому мы так охотно верим легендам о мистической силе некоторых произведений: кинематографа (советский «Вий» - и его последствия для задействованных актеров), музыки (Моцарта убивает сочинение реквиема), и, наконец, живописи.

В этой статье мы расскажем о трех полотнах Третьяковской галереи, которые несут несчастья тем, кто попал под их художественную власть.

«Иван Грозный убивает своего сына» (И. Репин)

Художник был словно одержим, создавая это страшное произведение.

Репин вспоминал: «Писал — залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней».

Когда работа была завершена – у художника отнялась рука. Писатель Всеволод Гаршин (литературовед Дмитрий Быков называет его первым писателем Серебряного века), позировавший для убитого Ивана, сошел с ума: его преследовал «стеклянный шар», и однажды в приступе наваждения Гаршин сбросился с лестницы. Посетители галереи теряли сознание от тяжелого, демонического, мрачного чувства, источаемого картиной. Несколько раз, в том числе совсем недавно – в 2018 году – сумасшедшие вандалы набрасывались на полотно с ножом.

Кажется, настоящий мертвец на картине - царь
Кажется, настоящий мертвец на картине - царь

Вглядитесь в глаза героев картины. Не кажется ли Вам, что стеклянные, пустые, вытаращенные глаза живого царя больше похожи на остановившийся взгляд покойника, чем глаза убитого сына? Может, тем, что царь напоминает нам оживший труп, картина так ужасает?

«Русалки» (И. Крамской)

Этому полотну Крамского приписывают ту же мистическую силу, что и «Ивану Грозному»: картина сводит с ума. Но «Русалки» завлекают в свои сети молодых девушек. Так, например, одна из юных современниц автора по ночам слышала пение русалок, изображенных в лунном свете, и утопилась в реке. Владельцы картины также рассказывали, что по ночам слышат тихое пение и вздохи. Желто-зеленая тональность полотна напоминает нам виевских бесов. Освещенная мертвенно-бледной луной, картина действительно должна была производить пугающее впечатление.

Представьте эту картину ночью в свете луны...
Представьте эту картину ночью в свете луны...

«Портрет Марии Лопухиной» (В. Боровиковский)

Это больше, чем Джоконда
Это больше, чем Джоконда

Картина убивает молодых девушек, засматривающихся на нее. Легенда гласит, что художник Боровиковский – член масонской ложи и обладатель оккультных знаний – заключил дух девушки в этот портрет. Мария умерла через 3 года после написания картины, сгорела от чахотки всего в 21 год, не успев стать невестой, женой и матерью. И ее неспокойный дух, заключенный в портрете, мстит живым девушкам, лишая их того счастья, которое смерть отняла у самой Марии. Потому не стоит долго смотреть ей в глаза. А ведь ее взгляд действительно мистически притягателен. По-моему, это сильнее, чем улыбка Джоконды.

Если Вам интересна загадочная сторона истории Москвы, читайте также о том, какой детский парк в столице стоит на кладбище и почему район Марьина Роща достоин гоголевских сюжетов.