Найти тему
Круто об искусстве

Что такое contemporary art и с чем его едят. Часть 2.

Фото с выставки "Ян Фабр: Рыцарь отчаянья - Воин красоты", Эрмитаж, Зимний дворец, 2016.
Фото с выставки "Ян Фабр: Рыцарь отчаянья - Воин красоты", Эрмитаж, Зимний дворец, 2016.

Так что же такое АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО?

Существует множество определений этого понятия и единства мнений, среди разные ученых мы не найдем. Проблема в том, что contemporary art быстро устаревает и становится частью современного искусства XX - XXI веков.

Для себя я сформулировала определение так: Contemporary art - это искусство последних десятилетий, содержащие в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, использующие нестандартные материалы, формы и техники для передачи этого смысла.

Особенностью большинства направлений, которые принято называть актуальными, является РАДИКАЛИЗМ в замыслах, идеях, в формах донесения этих идей до адресата.

Важно отметить, что весь ХХ век contemporary art было левым и бросаемые им шокирующие вызовы были последовательно негативистского толка, поскольку предназначались раздражать и дразнить "позитивного", "правого" зрителя. ➡️ Так постепенно сложилась ассоциация, что актуальное искусство исключительно с нигилистическими, отрицательными заявками.

Один из источников такого радикализма - действие политических активистов и арт-хулиганам. Отсюда гипертрофированная зрелищность contemporary art, заигрывание с улицей, интерес к низким жанрам и нецензурной лексике.

Тем не менее ИДЕИ АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА НЕ СВОДЯТСЯ ТОЛЬКО К ЗАУРЯДНОМУ ЭПАТАЖУ.

Фото с выставки "Ян Фабр: Рыцарь отчаянья - Воин красоты", Эрмитаж, Зимний дворец, 2016.
Фото с выставки "Ян Фабр: Рыцарь отчаянья - Воин красоты", Эрмитаж, Зимний дворец, 2016.

❗Одна из главных целей художников contemporary art - преобразование традиционного культурного и социального ландшафта. ➡️ Поэтому объектом актуального искусства становится сознание и тело человека. От сюда и упор на динамику субъективных переживаний того, кто воспринимает объект.

Другими словами, ЗРИТЕЛЬ, будучи вовлеченным в процесс, должен угадать не замысел художника (это уходит на второй план), а НАРУШИТЬ В СЕБЕ НОРМАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ.

Россия включена в этот многогранный общемировой культурный контекст. Но, если Америка задает массовую линию, Европа арт-хаусную, то Россия находится несколько в стороне, поскольку ни в одну из этих линий всерьез не входит. По большому счету так было всегда, русское искусство всегда отставало от общеевропейского (только при Петре I начинает развиваться светское искусство, тогда как на западе светскость царила уже несколько веков; лишь авангард начала ХХ столетия сравнял нас с западом, но потом пришли большевики и искусство снова отступило назад).

И, тем не менее, удивительно то, что хоть западная ситуация и была мало известна на русской почве, арт-поиски в Москве и Нью-Йорке в 1960х-1970х совпадали.

Так, например, в рамках концептуализма уорхоловские иконы, будь то банка супа Campbell's или портрет Мерлин Монро, ФИКСИРОВАЛИ ОБРАЗЫ КОЛЛЕКТИВНОГО МАССОВОГО СОЗНАНИЯ. Маскульт запада штамповал Микки Мауса и марку зубной пасты Colgate с одинаковым успехом. Вспомним еще и комиксовское мышление с эффектами журнальной графики ярко выразившиеся в творчестве Роя Лихтенштейна.

Риторика советского искусства совпадала - призывы заводских рабочих, Ленин в полный рост...

Здесь усматривается СВЯЗЬ С будущей БРЕНДОВОЙ РЕКЛАМОЙ, в основе которой навязчивая идеология лозунга и плаката.

Фото с выставки "Ян Фабр: Рыцарь отчаянья - Воин красоты", Эрмитаж, Зимний дворец, 2016.
Фото с выставки "Ян Фабр: Рыцарь отчаянья - Воин красоты", Эрмитаж, Зимний дворец, 2016.

Еще один важный момент ➡️❗Contemporary art ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ ИНТЕРАКТИВНО. Оно требует максимального отклика от зрителей, при этом характер откликов - негативный или позитивный - особого значения не имеет.

❗И здесь проявляется ГЛАВНЕЙШАЯ ИПОСТАСЬ АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА - МЕДИЙНОСТЬ. В отличии от классических форм, актуальное искусство НЕОТДЕЛИМО ОТ СМИ.

Оссиан Уорд (британский художественный критик) говорит о том, что чтобы понимать contemporary art НЕОБХОДИМО СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ ВСЕ НЕУДАЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О НЕМ.

Он использует термин tabula rasa ("чистая доска").

⬇️

Т - терпение

А - ассоциации

Б - бэкграунд

У - усвоение

Л - лучше посмотреть еще раз

А - анализ