Так что же такое АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО?
Существует множество определений этого понятия и единства мнений, среди разные ученых мы не найдем. Проблема в том, что contemporary art быстро устаревает и становится частью современного искусства XX - XXI веков.
Для себя я сформулировала определение так: Contemporary art - это искусство последних десятилетий, содержащие в себе смыслы, в которых нуждается современное общество, использующие нестандартные материалы, формы и техники для передачи этого смысла.
Особенностью большинства направлений, которые принято называть актуальными, является РАДИКАЛИЗМ в замыслах, идеях, в формах донесения этих идей до адресата.
Важно отметить, что весь ХХ век contemporary art было левым и бросаемые им шокирующие вызовы были последовательно негативистского толка, поскольку предназначались раздражать и дразнить "позитивного", "правого" зрителя. ➡️ Так постепенно сложилась ассоциация, что актуальное искусство исключительно с нигилистическими, отрицательными заявками.
Один из источников такого радикализма - действие политических активистов и арт-хулиганам. Отсюда гипертрофированная зрелищность contemporary art, заигрывание с улицей, интерес к низким жанрам и нецензурной лексике.
Тем не менее ИДЕИ АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА НЕ СВОДЯТСЯ ТОЛЬКО К ЗАУРЯДНОМУ ЭПАТАЖУ.
❗Одна из главных целей художников contemporary art - преобразование традиционного культурного и социального ландшафта. ➡️ Поэтому объектом актуального искусства становится сознание и тело человека. От сюда и упор на динамику субъективных переживаний того, кто воспринимает объект.
Другими словами, ЗРИТЕЛЬ, будучи вовлеченным в процесс, должен угадать не замысел художника (это уходит на второй план), а НАРУШИТЬ В СЕБЕ НОРМАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ.
Россия включена в этот многогранный общемировой культурный контекст. Но, если Америка задает массовую линию, Европа арт-хаусную, то Россия находится несколько в стороне, поскольку ни в одну из этих линий всерьез не входит. По большому счету так было всегда, русское искусство всегда отставало от общеевропейского (только при Петре I начинает развиваться светское искусство, тогда как на западе светскость царила уже несколько веков; лишь авангард начала ХХ столетия сравнял нас с западом, но потом пришли большевики и искусство снова отступило назад).
И, тем не менее, удивительно то, что хоть западная ситуация и была мало известна на русской почве, арт-поиски в Москве и Нью-Йорке в 1960х-1970х совпадали.
Так, например, в рамках концептуализма уорхоловские иконы, будь то банка супа Campbell's или портрет Мерлин Монро, ФИКСИРОВАЛИ ОБРАЗЫ КОЛЛЕКТИВНОГО МАССОВОГО СОЗНАНИЯ. Маскульт запада штамповал Микки Мауса и марку зубной пасты Colgate с одинаковым успехом. Вспомним еще и комиксовское мышление с эффектами журнальной графики ярко выразившиеся в творчестве Роя Лихтенштейна.
Риторика советского искусства совпадала - призывы заводских рабочих, Ленин в полный рост...
Здесь усматривается СВЯЗЬ С будущей БРЕНДОВОЙ РЕКЛАМОЙ, в основе которой навязчивая идеология лозунга и плаката.
Еще один важный момент ➡️❗Contemporary art ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ ИНТЕРАКТИВНО. Оно требует максимального отклика от зрителей, при этом характер откликов - негативный или позитивный - особого значения не имеет.
❗И здесь проявляется ГЛАВНЕЙШАЯ ИПОСТАСЬ АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА - МЕДИЙНОСТЬ. В отличии от классических форм, актуальное искусство НЕОТДЕЛИМО ОТ СМИ.
Оссиан Уорд (британский художественный критик) говорит о том, что чтобы понимать contemporary art НЕОБХОДИМО СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ ВСЕ НЕУДАЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О НЕМ.
Он использует термин tabula rasa ("чистая доска").
⬇️
Т - терпение
А - ассоциации
Б - бэкграунд
У - усвоение
Л - лучше посмотреть еще раз
А - анализ