Многие из тех, кого я обучала английскому языку, отвечая на вопрос: "Что вам даётся особенно тяжело в изучении?", сообщали, что сложнее всего - это говорить. Даже понимая то, о чём их спрашивают, понимая суть коммуникативной задачи, которую им необходимо решить, они не всегда могут выразиться правильно с грамматической точки зрения и/или не всегда могут подобрать уместную лексику.
Я могу предложить такое решение для подобных случаев: слушать своего собеседника внимательно. На первый взгляд, моя рекомендация может показаться иррелевантной, но не спешите с выводами.
Я сталкиваюсь со следующей ситуацией довольно часто: задаешь один вопрос учащемуся, а он или она отвечает на другой. В качестве примера приведу типичный короткий диалог.
- Do you do sport?
- 2 times a week.
Вопрос предполагал ответ "да/нет". Очевидно, что получен ответ иной. Учащийся прекрасно знает все вопросительные слова, в том числе и "how often". Конечно, в данном случае имеет место быть невнимательность или рассеянность. Тем не менее, быть внимательным к собеседнику является обязательным критерием человека, умеющего слушать. Вот вам и связь между слушанием и говорением.
Еще один диалог:
-What were you doing when your parents came home?
- I slept.
Вопрос задан с конструкцией Past Continuous, в ответе же глагол формы Past Simple. Если помнить следующее правило, подобной ошибки можно избежать: в каком времени вопрос - в таком времени и ответ. Да, это правило не всегда срабатывает. Однако для изучающих язык на уровнях от Beginner до Intermediate лучше его всё-таки придерживаться. Таким образом, у вас есть больше шансов на грамматически правильный ответ. В приведенном диалоге ответ мог бы быть таким: When my parents came home (в данном случае повтор не будет лишним, особенно, если вам необходимо потянуть время), I was sleeping (используется та же конструкция, что и в вопросе - "... were you doing...?")
В заключении скажу, что умение слушать и говорить взаимосвязаны. Вам будет намного легче строить свой ответ на базе заданного вопроса.
- Обращайте внимание на начало вопросительного предложения. Оно начинается со вспомогательного глагола (do/does/did/will/are/is/was,etc.)? Тогда ответом послужит "да/нет". Если в начале вопроса вопросительное слово (why/when/who/whose../how much, etc.), то вам задали специальный вопрос, и требуется дополнительная информация.
- Фокус также должен быть и на глагольную конструкцию, используемую в обращении к вам, потому что в ответе именно её вам следует взять за основу.