Найти в Дзене

Что читать? Телеграфная проза, классика Серебряного века, война и мир

Оглавление

Сборник рассказов, получивший премию Андрея Белого, роман-классика Серебряного века и роман одного из лучших прозаиков 20 века.

-2

Анатолий Гаврилов. «Берлинская флейта». Рассказы. Серия «Уроки русского». Издательство «КоЛибри», 2010

Часто на написание рецензии человека подвигает получение книгой какой-нибудь известной премии. Кого-то факт получения премии оскорбляет, кого-то действительно радует, но стремление к деятельности точно пробуждает. Ну, если лень что-то писать, можно хотя бы устно кости перемыть. Недаром на обложках романов с целью привлечения покупателей сейчас принято писать: победитель, лауреат или просто номинант такой-то премии.

Премию Андрея Белого 2010 года за сборник «Берлинская флейта» получил Анатолий Гаврилов. Книгу заметили, обсуждали. Претензии/похвалы стары как мир. Форма и содержание.

«Проза в стиле пунктуализма», «телеграфная проза», «скелеты рассказов». В некоторых текстах размером в страницу проходит целая жизнь. Кому-то это кажется непозволительно минималистичным. При этом за последние сорок лет у Анатолия Гаврилова вышло две книги. И вот премия.

А как же прозаики, выпускающие по роману в год? Обидно, когда романов много, а премий нет. Это сколько же нужно написать: тут уже и всю свою жизнь припомнишь, расспросишь тещу и деверя, измучаешь гугль, перескажешь неизвестные публике корейские фильмы. И опять же сновидения, без них никуда.

А как удержаться от идейно-морального обсуждения, традиционного упоминания маленького человека. С одной стороны – надлом полезного для общества винтика, да и хрен с ним, незаменимых нет, нечего хныкать. С другой стороны – трагедия, потому что каждый – бесконечная вселенная: что вверху – то внизу. Клевета на жизнь приличных людей. Или наоборот.

Но так можно спорить по поводу любой книги. И даже не такой талантливой, как «Берлинская флейта».

«Шел по Балакирева, взглянул на окна квартиры Владимира Ивановича.
Его уже там нет.
Учился во ВГИКе, подавал надежды, потом бросил, ушел в проводники, а в прошлом году умер».

«Вчера был день Советской Армии. Нет, как-то иначе он сейчас называется. Я тоже когда-то служил. Сначала третьим номером расчета на дышле и блоках, потом вторым на пульте управления, где были две кнопки и колесо.
Вчера на работе мне подарили бутылку бренди и коробку конфет.
Костя на больничном, и я оказался один среди женщин.
Мы выпили бренди и разошлись по домам.
По дороге домой я купил в киоске два тюбика зубной пасты производства АО «Свобода», Москва.
Много сил и времени было когда-то потрачено на то, чтобы жить поближе к Москве, и вот она совсем рядом, а чувств никаких.
В чем же тут дело? Москва ли изменилась в худшую сторону? Или ты? Или все вместе?..»
Михаил Квадратов // Анатолий Гаврилов. «Берлинская флейта». Рассказы. Серия «Уроки русского». Издательство «КоЛибри». Журнал «Формаслов»
Михаил Квадратов // Анатолий Гаврилов. «Берлинская флейта». Рассказы. Серия «Уроки русского». Издательство «КоЛибри». Журнал «Формаслов»

Федор Сологуб. «Мелкий бес». Роман. Серия «Проверено временем». Издательство «Время», 2018

Роман «Мелкий бес» начали печатать в 1905 году в журнале, но журнал закрылся. Было время первой революции. В 1907 году вышло первое отдельное издание, потом еще десять; после второй революции Сологуба в России уже не издавали. Новые классики не любили Сологуба, он отвечал взаимностью. Вообще годы издания «Мелкого беса» связаны с тектоническими разломами жизни в России. После смерти Сологуба роман вышел в 1933 году, в серии «Academia» (мертвый писатель не страшен, пусть считается классиком, больше не напечатают, из библиотек изъяли, никому не прочитать). Следующее издание появилось в 1958 году, перед «оттепелью» (директор Кемеровского книжного издательства, выпустившего роман, уволен). Потом – 1988 год, «перестройка».

«Мелкий бес» Федора Сологуба – классика Серебряного века. Чтобы разглядеть внутреннее, нужно, чтобы сгнило то, что снаружи. Не в этом ли секрет декадентской культуры с ее культом разложения? Бытовое насилие, персонажи – потенциальные клиенты психиатра. Путешествие по мрачным лабиринтам человеческой души. Подлая недотыкомка, невидимая остальным, но не отстающая, лающая, воющая. И единственное разрешение болезненной ситуации – гибель.

Почему роман печатают, когда надвигаются суровые времена? В нем угадано что-то глубинное, чего не видно во времена спокойные? Роман – диагноз болезни общества. Сейчас он еще актуальнее, опять служит предостережением. Или уже поздно, как всегда?

«Как всегда при возвращении домой, Передонова охватили недовольство и тоска. Он вошел в столовую шумно, швырнул шляпу на подоконник, сел к столу и крикнул:
– Варя, подавай!
Варвара носила кушанья из кухни, проворно ковыляя в узких из щегольства башмаках, и прислуживала Передонову сама. Когда она принесла кофе, Передонов наклонился к дымящемуся стакану и понюхал. Варвара встревожилась и пугливо спросила его:
– Что ты, Ардальон Борисыч? Пахнет чем-нибудь кофе?
Передонов угрюмо взглянул на нее и сказал сердито:
– Нюхаю, не подсыпано ли яду.
– Да что ты, Ардальон Борисыч! – испуганно сказала Варвара. – Господь с тобой, с чего ты это выдумал?
– Омегу набуровила! – ворчал он.
– Что мне за корысть травить тебя, – убеждала Варвара, – полно тебе петрушку валять!
Передонов долго еще нюхал, наконец успокоился и сказал:
– Уж если есть яд, так тяжелый запах непременно услышишь, только поближе нюхнуть, в самый пар».
Михаил Квадратов // Федор Сологуб. «Мелкий бес». Роман. Серия «Проверено временем». Издательство «Время». Журнал «Формаслов».
Михаил Квадратов // Федор Сологуб. «Мелкий бес». Роман. Серия «Проверено временем». Издательство «Время». Журнал «Формаслов».

Гайто Газданов. «Вечер у Клэр». Роман. Серия «Проверено временем». Издательство «Время», 2018

Сравнивая поверхностно, можно сказать, что «Вечер у Клэр» напоминает трилогию Алексея Толстого «Хождение по мукам». Но сходство ограничивается тем, что сюжетно у обоих авторов – история любви на фоне революции и гражданской войны. Газданов гораздо интереснее, и его версия скитаний героя убедительнее, видимо потому, что пишет он исключительно о событиях, через которые прошел сам. Хотя… Не о событиях, или, вернее сказать, не только и не столько о событиях, сколько о людях. «Вечер у Клэр» – это бесконечная вереница людей, их историй и характеров. Люди заменяют в романе события, они более выпуклые, чем действие. И мир, и война предстают своеобразной портретной галереей. В каком-то смысле это очень современный и по-газдановски своеобразный роман-воспитание. Шестнадцатилетний юноша Николай Соседов записывается в ряды «белых» просто из желания пережить что-то новое и сильное и переродиться. Тема странствия начинается, как и положено, с дороги, в данном случае железной. Только поезд, в который садится герой Газданова, – военный, бронированный состав «Дым». Через год его сменяет корабль, увозящий юношу прочь из страны, охваченной пожаром войны. И все это время внешней канве событий вторит смутная, почти неуловимая тема внутреннего развития персонажа.

Роман «Вечер у Клэр» ранний, Газданов на момент его написания всего несколько лет как член ложи, но в тексте чувствуется какая-то тайна, загадка без очевидной разгадки…

«Смысл жизни? – печально переспросил Виталий, и в его голосе мне послышались слезы, и я не поверил себе; я думал всегда, что они неизвестны этому мужественному и равнодушному человеку.
– У меня был товарищ, который тоже спрашивал меня о смысле жизни, – сказал Виталий, – перед тем как застрелиться. Это был мой очень близкий товарищ, очень хороший товарищ, – сказал, часто повторяя слово «товарищ» и как бы находя какое-то призрачное утешение в том, что это слово теперь, много лет спустя, звучало так же, как раньше, и раздавалось в неподвижном воздухе пустынного парка. – Он был тогда студентом, а я был юнкером. Он все спрашивал: зачем нужна такая ужасная бессмысленность существования, это сознание того, что если я умру стариком и, умирая, буду отвратителен всем, то это хорошо, – к чему это? Зачем до этого доживать? Ведь от смерти мы не уйдем, Виталий, ты понимаешь? Спасения нет. – Нет! – закричал Виталий. – Зачем, – продолжал он, – становиться инженером, или адвокатом, или писателем, или офицером, зачем такие унижения, такой стыд, такая подлость и трусость? – Я говорил ему тогда, что есть возможность существования вне таких вопросов: живи, ешь бифштексы, целуй любовниц, грусти об изменах женщин и будь счастлив. И пусть Бог хранит тебя от мысли о том, зачем ты все это делаешь. Но он не поверил мне, он застрелился. Теперь ты спрашиваешь меня о смысле жизни. Я ничего не могу тебе ответить. Я не знаю».
Егор Фетисов // Гайто Газданов. «Вечер у Клэр». Роман. Серия «Проверено временем». Издательство «Время». Журнал «Формаслов»
Егор Фетисов // Гайто Газданов. «Вечер у Клэр». Роман. Серия «Проверено временем». Издательство «Время». Журнал «Формаслов»

Подготовили Егор Фетисов и Михаил Квадратов

Читать полностью в журнале "Формаслов"

-6