В мире критично мало примеров виртуозного режиссерского таланта, великих режиссеров всех времен и народов можно пересчитать по пальцам, причем рассматривать нужно в общемировом масштабе. Каждый фильм Нолана сегодня ждут больше, чем чей-либо другой, тем более, что многие из мэтров кинодела сегодня уже не гонятся за большой кассой и разного рода экспериментами, ведь их успех и так закреплен и зафиксирован в истории.
Нолан в этом плане хорош тем, что не стоит на месте, фонтанирует нестандартными идеями и мыслит достаточно широко, чтобы соблюсти баланс между сложностью интересной концепции и необходимостью окупить вложенные в производство финансы. Что-то в "Доводе" получилось отлично, что-то не очень. Пойдем по степени убывания.
Кинематографичность
Это главное достоинство и главный успех фильма. Он снят не просто с любовью, а с обожанием и страстью, каждый кадр выверен, вылизан и пережит чуть ли не на самом деле. В киноиндустрии, где в последнее время не продохнуть от пиршества визуальных эффектов, отказ от компьютерной графики приближает "Довод" к реальности настолько, насколько это в принципе допустимо. Таким фильмам любят давать "Оскар", их проглатываешь на одном дыхании, они как единое полотно, что и роднит их с лучшими из произведений искусства.
Концепция
Многие ожидали связи "Довода" с "Началом", но идейно он ближе, конечно, к "Интерстеллару". Примеров эксплуатации идей по перемещению во времени тысячи, но Нолану первому в голову пришла мысль добавить физическую перемотку времени в обратную сторону до необходимой точки в прошлом (впрочем, речь исключительно про кино, ведь вы же помните про игру "Принц Персии"?). Дальше оставалось лишь закрутить сюжет и грамотно вписать визуальные эффекты, основанные на измененной физике. Все достаточно просто, но при этом ничего столь невероятного в кино не было ровно со времен того же "Интерстеллара".
Эффект присутствия
На трехмерную картинку в кино возлагались большие надежды. Едва ли они оправдались - 3D вообще не гарант расширения реальности, а во многих случаях и вовсе наоборот. Понятно, что "Довод" снят на камеры последнего поколения, но едва ли это бы что-то значило без умелого подхода. Не стоит забывать, что настоящему фильму просто достаточно быть настоящим.
"Довод" словно берет тебя за руку с самого первого кадра - он ведёт тебя в оперу, ты сидишь в ресторане с Кэт, участвуешь в потасовке в аэропорту, чувствуешь вибрацию воздуха в маске, выжимая газ в тачке на трассе с непредсказуемыми законами физики. Это невероятно, но персонажи действительно ведут себя так, словно зритель по-настоящему присутствует ТАМ.
Звук
Просто сейсмический. Выстрелы будто над ухом, саундтрек - двухчасовая симфония, переплетенная с картинкой воедино.
Актеры
Основной каст едва ли на слуху у среднестатистического зрителя, ну, кроме, понятное дело, Паттисона - он, кстати, весьма неплох и на 100% реабилитирован от вампирского прошлого. Бородатый Вашингтон играет интеллектуального шутника-спецагента без прошлого - более чем интересное сочетание. Среди остальных выделяется Брана - реально непредсказуемый русский боров без тормозов.
Сюжет
Пожалуй, самая неоднозначная сторона фильма. С конкретных точек обзора события в вполне логичны, но по итогам цельная картина не складывается. Протагонист ведёт себя довольно импульсивно и в большинстве случаев руководствуется интуицией, а не действует в рамках глобального плана по спасению мира. Финальный твист с выявлением личности работодателя это немного поясняет, но факт остаётся фактом - едва ли у матерого оперативника не возникло бы вопросов, если бы ему вдруг не позволили делать все, что вздумается. С мотивами главного злодея и причинами возможной третьей мировой тоже все спорно - "вскипели океаны" - это как-то не очень понятно. От Нолана такой схематичности уж точно не ожидаешь.
Сложность
Да, "Довод" тяжеловато воспринимать, все-таки он требует определённой концентрации и долгого осмысления. Но не за это ли мы полюбили "Интерстеллар"? Это тот случай, когда для полного понимания фильм не грех пересмотреть два, а то три раза (подобный эффект был и в случае с "Облачным атласом" Вачовски). Благо, потраченное время точно себя окупит - такого рода кино-головоломки появляются от силы раз в десятилетие.
"Довод" безусловно хорош, он займет достойнейшее место в фильмографии Нолана и сердцах зрителей. Шероховатости лишь добавляют ему жизни, да и что таить, никому на свете было бы не под силу снять это кино лучше, чем оно снято.