Увидел в сети снимки с выставки, где показывался " Царский титулярник" 1672 года. И решил немного проанализировать. И так.
Начнем с Рюрика.
Знаете на кого он похож? На воина из моих исследований о Лицевом своде. Там тоже у всех воинов бритое лицо. В отличии от остальных граждан и в особенности князей с царями . Обратите внимание на доспехи. Это конкретные доспехи с очень интересным покроем. Специалист смог бы по ним очень точно определить временной период. Но даже я навскидку могу сказать, это средневековье как минимум. Опять же очень интересный шлем. Очень сложный в изготовлении, вон сколько там гравировок. Усы, специально отращиваемые и подстригаемые по определенной моде. В руках у Рюрика, почему то, маленький молоточек, который очень похож на такое старинное оружие как клевец.. И это тоже что то символизирует. Но явно не царское или княжеское звание. Под шлемом, такое чувство, парик или специальный подшлемник.
В общем лицо, оружие, инструмент, кольчуга, усы и прочее говорит нам, что это средневековый западноевропейский военачальник. Хотя кто его знает, может так тогда и русские воины выглядели. Точнее их начальники. Но портрет точно нарисован в средние века. Колчуга на нем точь в точь, как и на портрете Петра Первого, нарисованном Готфридом Кнеллером во время пребывания Петра в Англии.
Обратите внимание на орнамент вокруг портрета. Не исключено, а скорее так и есть , он тоже что то символизирова. Вплоть до конкретных слов и предложений. Я уже писал тут пост об иероглифах, так там Татищев прямо говорит, что они были на Руси и назывались образами.
Идем дальше.
Слева – Игорь Рюрикович, справа – Святослав Игоревич. Портрет Игоря во многом похож на изображения Рюрика. Такой же воинский начальник. Но он уже ясно держит в руках свои регалии а именно мечь и копье. По мечу специалист тоже может определить временной период.
А вот Святослав уже гражданский человек. Причем имеет конкретное звание, должность. Корона определенного вида. Палка в руках определенной конфигурации, Опять же повторюсь, каждая деталь одежды что то символизирует и о чем то говорит. Просто мы уже не в курсе. И опять же этот портрет больше походит на средневековые западные изображения вельмож того времени.
Об орнаменте вокруг портретов. Он разный. Разные цветы, в разной конфигурации. Жалко мы, скорее всего, так и не узнаем, что все это значило.
А вот дальше уже пошли совсем другие люди и рисунки, более примитивные.
Владимир Святославич, он же «Красно Солнышко». Орнамент вокруг портрета уже изменился. Простая. относительно конечно, одежда. Никаких регалий. Правда есть корона. Но она какая не "русская". Хотя черт его конечно знает,может быть тикие раньше короны и были. Но уж точно она как то не очень соответствует одежде и отсутствию регалий.
Вообще абсолютно другой стиль у этого рисунка. Выше это был нормальный такой средневековый, западноевропейский портрет. Коих много можно видеть. Тут же более примитивные манера рисования. Титул и имя не внизу а над головой. Даже, по моему, написаны в другом шрифте. Окладистая борода. О ней я тут недавно упоминал в посте Русская правда В древней Руси к ней относились очень щепетильно. За отрубленный палец, например, человек платил 3 гривны а за поврежденную бороду обязан был отдать ее хозяину целых 12. Ну и общая кудрявость. Она будет чуть ли не у всех Великих князей,что мы увидим ниже. То ли на самом деле они все были такие тогда, то ли так было просто модно изображать на портретах.
Ярослав Владимирович, он же «Мудрый. А чего же он с непокрытой головой то? Как простой мужик Шапку раньше не просто так носили. Она была показателем достатка и очень о многом говорила. Да собственно вся одежды сразу говорила о человека, кто он, какого рода, племени, достатка, социального положение. Это сейчас у нас олигархи в тех же джинсах ходят, что и мы с вами. По крайней мере по фотографиям так и не отличишь. А тогда все было по другому.
Владимир Мономах. У этого хоть шапка появилась. Но я бы лично постеснялся в ней выходить. Не царского она вида. Больно уж примитивная. И уж точно не тянет на "шапку Мономаха".
Сын Мономаха, Юрий Долгорукий. И опять без шапки, да еще с босым лицом. Может он конечно юным умер, но по истории дожил до 60 лет. Ну бумага все стерпит.
Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо».И опять без шапки. Какие то бедные у нас тогда Великие князья были. Хотя, не исключено, что все это свидетельствует о низком звании людей, изображенных на портретах.
Александр Невский.А вот это уже другая манера рисунка. Точнее уровень художника. Он хоть и пытался копировать стилистику предыдущих портретов, но явно на порядок лучше их умел рисовать.
Даниил Александрович – младший сын Александра Невского и Иван Данилович Калита.Такое чувство, что это братья. Но кудрявость конечно зашкаливает. Опять изменилась манера портрета. Теперь персонажи смотрят нам в глаза. Да и сами глаза у них какие то ну очень большие.
Дмитрий Донской.Обратите внимание, этот портрет похож по манере на портрет Александра Невского. Лицо вроде бы повернуто чуть в профиль, но глаза смотрят на нас а не куда то вдаль, как на портретах выше.
А вот тут уже пошли настоящие цари.
Иван Грозный. Обратите внимание как резко изменился орнамент вокруг портрета. Каким он стал богатым. Опять же по одежде видно, что это настоящий царь. Палка в руках, похожая на ту, что мы видели на портрете Святослава Игоревича. И глаза смотрят на нас.
Но вот само лицо написано с большим количеством деталей и более выразительно, чем лица последующих царе.
Царь Федор Иоаннович. Опять орнамент резко изменился. Но вот все остальное осталось прежнее, особенно одежда. Хотя рисунок на ней другой, как и цвет. Опять же это что то значило. Обычно царские регалии остаются неизменными, как тот же скипетр. А тут видно эта часть одежды говорила о конкретном человеке и вполне конкретные вещи. Только нам этого текста уже не понять.
Царевич Дмитрий. Смотрите как резко это изображение не похоже на портреты царей. Это больше походит на потрет Владимира Святославовича " Красно солнышко". Похожая одежда, корона, которая в свою очередь примитивный вариант короны Святослава Игоревича, показанной в самом начале. Как кстати и одежда. И все остальное. Опять примитивный орнамент. Это вот портрет не из этого века. Ну явно. Что интересно значат вот этот крест и определенным образом сложенные пальцы правой руки?
А вот дальше все опять приходит на привычные рельсы.
Борис Годунов. И опять свой особый рисунок на накидке и на орнаменте .
Василий Шуйский .Вот тут опять появились "решеточки", сверху, снизу, справа и слева. Которые были у Ивана Грозного, но отсутствовали у других царей. Опять ведь не просто так их рисовали.
Ну и в конце Михаил Федорович. Уже с державой. Но без "решеток". По манере этот портрет похож на первый три портрета из этого поста. Тоже взгляд куда то налево , вдаль.Усы характерной формы. Да и вообще есть какое то общее сходство если не в чертах, то хотя бы в манере рисунка.
А теперь самое главное. Все это было нарисовано на раньше второй половины 18 века. В 17 веке у князей в принципе не было прозвищ, типа Донской или Невский. Это уже потом придумали. Скорее всего взяли все старинные портреты, что были на тот момент и начали творить историю. Получилось кривовато. Кое кого нарисовали просто с нуля. Но Рюрик, скорее всего, все таки настоящий. Просто он жил не в то время, куда его потом запихнули.
Если бы это делали в 17 веке, то всех бы нарисовали в единой манере, и в похожей одежде. Как цари в конце. Они то, скорее всего, настоящие. Особенно последний. Видите, кстати, полустертую надпись справа, за его плечом? Это говорит о том, что взяли старинный портрет и впечатали его в новую рамку. А не рисовали с нуля. Об этом же свидетельствует его одежда с короной. Ну и задний фон. Тут явно высокий уровень полиграфии. Скорее всего даже 19 века. В 18 такого еще не умели.
И конечно тут не початый край работы для узких специалистов по рисунку, одежде, кольчугам и прочим мелким деталям. Нужна обширнейшая комплексная экспертиза того, что осталось Ой только боюсь это будет уже не при нашей с вами жизни. Потому, что после такой вот экспертизы придется очень сильно историю переписывать.