Найти тему
НУАР-NOIR

Вспоминаем «Generation П»

И вовсе не потому, что там играл Ефремов

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Есть такое понятие «анте беллум», что переводится как «до войны». В данном случае подразумевается не совсем «война», а любое крупное и значимое событие, которое делит жизнь человека, коллектива, социума, нации, человечества на «до» и «после». По большей части это событие замечают сразу. Однако есть исключительные случаи, когда его «следы» обнаруживаются много позже.

Кадр из фильма «Generation П» (2011)
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

Именно таким «беллумом» можно полагать 2011 год. До него вроде бы у нас были и книги нормальные, и фильмы приличные, да и в будущее как-то взиралось с относительным оптимизмом. Прошло некоторое время… Бац!!!! И такое ощущение, что в нашей «каморке» выключили свет. И одним из пограничных явлений, находящихся на фактически прямо на «водоразделе» стал фильм «Generation П», который был явлен публике в 2011 году, хотя и снимался несколько лет.

Сайт, посвященный нуару

Кадр из фильма «Generation П» (2011)
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

Если вы не знаете, то это очень вольная экранизация романа Пелевина (как-то сложилось так, что в знак признания культовости, этого писателя часто упоминают без имени – просто Пелевин). Роман появился на излете 90-ых и стал своего рода сигналом об их (90-ых) окончании. Я помню, как в 1999 году купил книгу в подарок на день рождения хорошему знакомому, сел на лавочку, дабы прочитать несколько страниц, а оторвался от оной много часов спустя, под вечер, когда закончил чтение.

Кадр из фильма «Generation П» (2011)
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

Затем роман активно обсуждали, в том числе профессиональные издания, которые к литературе формально никакого отношения не имели. Например, было множество статей в узкопрофессиональном журнале «Советник», который был посвящен проблемам «связей с общественностью» (читай «социальной инженерии»). И если роман сигналил нам о приходе «нулевых», то фильм заявлял об их «окончании»

Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT

Кадр из фильма «Generation П» (2011)
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

Начнем с того, что несколько удивительно, почему не было отмечено «некоторое» сходство «Generation П» (именно как фильма) с лентой Ивана Дыховичного «Копейка» (к слову, экранизация другого культового российского писателя – Сорокина). Но нас в рамках данного материала интересуют не отдельные культурологические аспекты кинокартины, а его «пограничность».

Кадр из фильма «Generation П» (2011)
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

Владимир Епифанцев хотя и атлетичный, но ещё не «криминальный качок». Михаил Ефремов уже со следами «неоднозначности», но ещё не «гражданин-поэт». Иван Охлобыстин уже ироничный, но ещё не «доктор Быков». Сергей Шнуров уже известный, но только любителям рок-музыки. А есть ещё находящиеся «с нами» Андрей Панин и Роман Трахтенберг. И никаких внутренних противоречий. Всё вместе и без конфликтов. Будто бы «картинка» из другой жизни.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Кадр из фильма «Generation П» (2011)
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

К слову сказать, Леонида Азадовского, персонажа, которого в фильме сыграл Ефремов, в «жертву принесли» свои же соратники. Конечно, случайная аллегория. Хотя подобных пророческих аллегорий в фильме подозрительно много. Если откинуть сугубо криминальные моменты, которые связаны с сюжетом именно романа (например, Вовчика «Ницшеанца»), то можно наблюдать родство с мрачным мета-жанром, базирующееся на двух вещах. Во-первых, «миф» среди нас. И не просто какой-то оживший сказочный персонаж, а целые глубинные пласты мифологии. Во-вторых, обманчивость восприятия.

Кадр из фильма «Generation П» (2011)
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

Мы, наверное, уже утомили вас повторением одного тезиса, но сделаем ещё раз. Нуар базируется в том числе на принципе, что всё не то, чем кажется на первый взгляд. Именно это оправдывает консприлогичность нуара. «Generation П» также говорит нам о манипуляциях, причем, глобальных. Настолько глобальных, что имитируется «свободная воля» отдельно взятого человека.

Кадр из фильма «Generation П» (2011)
Кадр из фильма «Generation П» (2011)

И самое интересное в фильме это «постскриптум». Когда ассоциируемый с новым уровнем манипуляций Вавилен Татарский упоминается в прошедшем времени. История показана как совершившая новый виток. Однако ясного ответа на вопрос: «что же нас ожидает?» - не дано. Не исключено, что смена «поколений» станет насколько быстрой, а выдумки настолько неотличимыми от реальности, что история остановит свой ход, превратившись в стробоскопическую смену «картинок», даже не дотягивающих до уровня «единого образа»

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке