И вовсе не потому, что там играл Ефремов
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Есть такое понятие «анте беллум», что переводится как «до войны». В данном случае подразумевается не совсем «война», а любое крупное и значимое событие, которое делит жизнь человека, коллектива, социума, нации, человечества на «до» и «после». По большей части это событие замечают сразу. Однако есть исключительные случаи, когда его «следы» обнаруживаются много позже.
Именно таким «беллумом» можно полагать 2011 год. До него вроде бы у нас были и книги нормальные, и фильмы приличные, да и в будущее как-то взиралось с относительным оптимизмом. Прошло некоторое время… Бац!!!! И такое ощущение, что в нашей «каморке» выключили свет. И одним из пограничных явлений, находящихся на фактически прямо на «водоразделе» стал фильм «Generation П», который был явлен публике в 2011 году, хотя и снимался несколько лет.
Если вы не знаете, то это очень вольная экранизация романа Пелевина (как-то сложилось так, что в знак признания культовости, этого писателя часто упоминают без имени – просто Пелевин). Роман появился на излете 90-ых и стал своего рода сигналом об их (90-ых) окончании. Я помню, как в 1999 году купил книгу в подарок на день рождения хорошему знакомому, сел на лавочку, дабы прочитать несколько страниц, а оторвался от оной много часов спустя, под вечер, когда закончил чтение.
Затем роман активно обсуждали, в том числе профессиональные издания, которые к литературе формально никакого отношения не имели. Например, было множество статей в узкопрофессиональном журнале «Советник», который был посвящен проблемам «связей с общественностью» (читай «социальной инженерии»). И если роман сигналил нам о приходе «нулевых», то фильм заявлял об их «окончании»
Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT
Начнем с того, что несколько удивительно, почему не было отмечено «некоторое» сходство «Generation П» (именно как фильма) с лентой Ивана Дыховичного «Копейка» (к слову, экранизация другого культового российского писателя – Сорокина). Но нас в рамках данного материала интересуют не отдельные культурологические аспекты кинокартины, а его «пограничность».
Владимир Епифанцев хотя и атлетичный, но ещё не «криминальный качок». Михаил Ефремов уже со следами «неоднозначности», но ещё не «гражданин-поэт». Иван Охлобыстин уже ироничный, но ещё не «доктор Быков». Сергей Шнуров уже известный, но только любителям рок-музыки. А есть ещё находящиеся «с нами» Андрей Панин и Роман Трахтенберг. И никаких внутренних противоречий. Всё вместе и без конфликтов. Будто бы «картинка» из другой жизни.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»
К слову сказать, Леонида Азадовского, персонажа, которого в фильме сыграл Ефремов, в «жертву принесли» свои же соратники. Конечно, случайная аллегория. Хотя подобных пророческих аллегорий в фильме подозрительно много. Если откинуть сугубо криминальные моменты, которые связаны с сюжетом именно романа (например, Вовчика «Ницшеанца»), то можно наблюдать родство с мрачным мета-жанром, базирующееся на двух вещах. Во-первых, «миф» среди нас. И не просто какой-то оживший сказочный персонаж, а целые глубинные пласты мифологии. Во-вторых, обманчивость восприятия.
Мы, наверное, уже утомили вас повторением одного тезиса, но сделаем ещё раз. Нуар базируется в том числе на принципе, что всё не то, чем кажется на первый взгляд. Именно это оправдывает консприлогичность нуара. «Generation П» также говорит нам о манипуляциях, причем, глобальных. Настолько глобальных, что имитируется «свободная воля» отдельно взятого человека.
И самое интересное в фильме это «постскриптум». Когда ассоциируемый с новым уровнем манипуляций Вавилен Татарский упоминается в прошедшем времени. История показана как совершившая новый виток. Однако ясного ответа на вопрос: «что же нас ожидает?» - не дано. Не исключено, что смена «поколений» станет насколько быстрой, а выдумки настолько неотличимыми от реальности, что история остановит свой ход, превратившись в стробоскопическую смену «картинок», даже не дотягивающих до уровня «единого образа»