По вопросу о Белоруссии
Ругаю нынешнюю богему много и с удовольствием. Думаю, заслуженно.
Но есть ведь в ее рядах и вполне вменяемые люди. Обожаю читать мгновенные реакции на происходящее в стране и мире писателя Сергея Лукьяненко. И, слава Богу, он, в отличие от многих, демонстрирует вполне себе полновесный здравый смысл.
Не удержусь и приведу актуальное высказывание писателя, которым он поделился с нами:
Звонят с радио. Спрашивают: что я думаю по поводу обращения Алексеевич к российской интеллигенции?
Недоумеваю.
Уточняют - обращение с просьбой вступиться за маленький гордый народ, который жестоко угнетают.
Продолжаю не понимать.
Дальше уточняют - речь о белорусах.
Слегка удивляюсь формулировке (не такой уж и маленький народ, а что до гордости - так все мы гордые, и всех нас жестоко угнетает экзистенциальность бытия), но отвечаю.
Что русской (пардон, российской) интеллигенции стоит заниматься проблемами своей страны. А дела белорусов - это их дела. И вмешиваться в дела другого народа нельзя. Ну разве не это нам говорили всё время представители российской интеллигенции? Нельзя вмешиваться в дела бывших республик, нельзя вмешиваться в дела африканских и азиатских стран, нельзя вмешиваться в дела США и Израиля, нельзя вмешиваться в дела Вануату и Гондураса.
Ну вот и не надо вмешиваться. А иначе фигня какая-то выходит - вмешиваться надо только там и за ту сторону, где это будет во вред России. Странная какая-то интеллигенция и избирательность её действий тоже.
Я ведь всё правильно сказал, верно?
Не знаю, с какого радио звонили писателю. Людмиле Улицкой обычно звонят со "Свободы" и Би-би-си, с "Эха Москвы", которое вечно резонирует из моего города совсем не тем, о чем, например, думаю я.
Писательница им всем с удовольствием и гидностью (Крым, само собой, не наш) зачитывает свое письмо, где сразу признается - события в Белоруссии разрушили ее идиллическую картину жизни (живет, по ее рассказам, в районе метро Аэропорт, гуляет в Тимирязевском парке - видно, там и накрыло): "Стало очевидно, как власть выпускает зубы, когда чувствует угрозу своему бессрочному и беззаконному существованию".
Радуется тому, что "спокойный и, как нам казалось всегда, довольно инертный народ оказался более чутким к зловещим аппетитам власти в лице бездарного диктатора".
И дает свой писательский прогноз: "Белоруссия сегодня переживает то, что, по всей вероятности, придется пережить через какое-то время и России. Для всех нас события последних недель в Белоруссии - модель нашего скорого будущего. Причем модель хорошая".
Спасибо, Людмила. Я лично уже не раз и не два такое в России пережила. Не больно-то хочется опять и снова. Но она прямо упрекает меня в том, что я, в отличие от бодрых белорусов, не бегу на улицу. По ее мнению, просто не могу преодолеть "инерцию, страх и ту социальную лень, в которой по большей части живет все постсоветское пространство".
Она же совсем другая, активная и бесстрашная. Ведь с самим Ходорковским много лет диалоги вела, благодаря которым он, не выходя из тюрьмы, умудрился даже литературную премию получить. То есть после публикации их переписки в журнале в 2009 году вывела олигарха еще и в писатели. А тех, кто "Целину" за Брежнева писал, наверняка ругает.
Еще ей, наверное, нравится, когда на улицах чисто, нормально ходит метро, работают театры, музеи, магазины. Хотя, как мы помним, это она однажды сказала, что у нас как на улицу выйдешь - так попадаешь в Африку. Черт побери, не знала я, что в Тимирязевский парк слонов завезли.
Короче, кто-то порядок должен наводить, но не наводит. Интересно, кстати, кто именно, если она в письме к Алексиевич повторяет:
"Ни одной минуты своей жизни мне не нравилась власть. Никакая - ни сталинская, ни послесталинская, ни весь хоровод последующих наших лидеров, ни власть послесоветская, путинская".
Ну, Ходорковский, с которым она не теряет ментальную и, по слухам, (не буду грех на душу брать, квитанций не видела) финансовую связь, всё организовал и построил бы лучше, еще бы сам подмёл и жирафа привез вместо мишки.
И если сегодняшняя власть, по ее словам, объявила войну культуре и превращает Россию в страну варваров, то при нем (кстати, в качестве кого, если любая власть ее не греет - вождя лесного племени?) эта самая культура, к которой у нас сегодня и впрямь немало вопросов, сразу бы отряхнулась и поднялась.
Надо только на улицы выйти. И побушевать немножко. Как правильные не инертные белорусы делают. "Модель хорошая. Надо брать". Так бы и ее подруга Лия сказала.
Не слышала еще, что яркого сказал сегодня звезда 80-х Андрей Макаревич. Но мне вполне хватило его интервью 2015 года изданию «Будзьма беларусамi». Он тогда замечательно отозвался о наших пока еще братьях, подчеркнув их достоинства - и тоже (вот ведь совпадение!) не в нашу пользу:
- Разница есть, конечно. Хотя бы даже в отношении к природе. У вас это отношение европейское, у нас — испорченное кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах: они завтра едут дальше. Можно не заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времён татарского ига.
На предмет того, кто где нагадил и продолжает тем же неустанно заниматься, меня, что называется, терзают смутные сомненья...
Из предложенных мнений выбираю Сергея Лукьяненко: "Странная у нас интеллигенция".