Найти тему

Велорикши во Вьетнаме

Если вы попробуете поискать информацию про велорикш во Вьетнаме, то первым делом наткнетесь на статьи, озаглавленные чем-то вроде «ТОП-10 способов развода туристов». Этому есть свое объяснение. Дело в том, что в велорикши, и правда, идут не от хорошей жизни – работа эта не из легких, а заработок невелик. Зато для того, чтобы крутить педали, не нужно ни образования, ни каких-то особых навыков.

Я возвращаюсь с набережной, и в который раз рассматриваю причудливые «глазки» на дереве. Прямо под ним – блаженно спит велорикша. Полуденный сон – святое, и даже муха, с любопытском исследующая велорикшин нос, не в силах вырвать его из объятий сиесты. Сейчас, когда людей в городе нет, велорикша практически стал частью пейзажа, возлегая в грязной коляске незатейливого транспортного средства, и я скорее удивляюсь в те моменты, когда не вижу его на этом посту.

Немудрено, что многие рикши выглядят, мягко говоря, странно. Порой создается впечатление, что у них и дома-то нет, а все нехитрое богатство в спешке припрятано в грязных пакетах, свисающих по бокам виды видавшего транспортного средства.

Хитрые уловки позволяют велорикше заработать на незадачливых туристах. Конечно же, не на местных, а на тех, что, желательно, говорят на другом языке. Несмотря на конкуренцию, другие рикши почти всегда придут на помощь коллеге, пытающемуся доказать пассажирам, что речь шла о 100 долларах, а не 100 донгах. Возможно, именно поэтому я предпочитала не связываться с ними. А, возможно, и потому, что мне не импонирует их стиль вождения. Велорикшам не ведомы правила дорожного движения, они с презрением относятся к зеркалам дальнего вида и, более того, почти никогда не повернут головы, чтобы оценить обстановку сзади. Как водитель байка и велосипеда, на дорогах я опасаюсь их едва ли не больше всего. Как пешеход опасаюсь тоже: однажды велорикша сбил меня на пешеходном переходе с односторонним движение (он, конечно, ехал по встречной полосе). Пассажирка (кажется, это была китаянка) вскрикнула, я еле удержалась на ногах, но рикша с невозмутимым видом продолжил свой путь, даже не повернув головы.

Само слово рикша пришло к нам из японского языка, где состоит из трех ироглифов: «человек», «сила», «повозка». Изначально, конечно, не было никакой приставки «вело» - человек впрягался в повозку, как лошадь. Такой транспорт расценивался, как один из самых дешевых и, при этом, достаточно быстрых, если сравнивать, к примеру, с паланкином, требовавшим слаженной работы и ловкости, как минимум, двух носильщиков.

Рикши, а позднее и велорикши редко могли похвастать высокими заработками. Чтобы иметь представление об их труде, можно посмотреть замечательный фильм «Велорикша» 1995 года. Примечательно, что действие фильма разворачивается в Сайгоне. Или прочитать роман «Рикша» авторства Лао Шэ.

-2

Но есть, конечно, и исключения. Взять хотя бы историю знаменитого вьетнамского фотографа Май Лока, чья карьера начиналась с того, что он катал туристов Нячанга по городу, показывая местные достопримечательности. Как и многие велорикши, Май Лок пришел в эту профессию не от хорошей жизни. Будущий фотограф был из бедной семьи, и у него не было возможности получить хорошее образование. Но именно этот факт решил его судьбу. Однажды Май Лок прокатил на своем стареньком велотакси супружескую пару из Норвегии. Застенчивый парень очень старался изъясняться по-английски, что тронуло Еву и Гуннара. За время отдыха они подружились, да настолько, что пара решила оплатить Локу курсы по обучению английского. А через несколько лет они пригласили велорикшу на свадьбу, где сделали ему, пожалуй, самый важный подарок - новую фотокамеру. Шли годы, Май Лок упорно тренировался и делился лучшими снимками с друзьями. После смерти мужа, Ева предложила велорикше помочь с организацией выставки на международном фестивале в Норвегии. И хотя сам Май Лок не смог приехать на первую выставку, его талант был по достоинству оценен местными специалистами. С того момента велорикша из Нячанга стал знаменитым фотографом. Его работы украшают множество открыток, и многие туристы могли видеть их, заглянув в небольшую выставочную галерею в Нячанге. А желающие научиться так же волшебно выхватывать из жизни кадры, могут записаться на мастер-класс.

С появлением мототакси и ускорением темпа, города уже не нуждаются в рикшах, как в средствах передвижения. И хотя велотакси можно использовать, как бюджетное средство для грузоперевозок, интерес рикш направлен, в первую очередь на туристов. Для них велотакси – не только колоритная экзотика, но и возможность посмотреть город и сделать фотографии прямо на ходу. Коляска во вьетнамских велотакси расположена спереди, поэтому туристам ничего не загораживает дорогу. Некоторые велорикши владеют английским или русским языком, что помогает им подрабатывать в качестве колоритного гида-фрилансера. А если хватает денег, повозку можно украсить фонариками, и тогда волне вероятно, что на ней захотят прокатиться любители селфи или молодожены.

В Ханое, к примеру, работа рикш регламентирована законодательством. Рикши знают и стараются соблюдать определенные правила: например, не выезжать в город в те часы, когда на дорогах особенно велика вероятность пробок, соблюдать дистанцию между собой – от 100 метров. В Нячанге, конечно, эти правила никто и не думает соблюдать)

Такие велотакси отличает опрятность. Но многие рикши покупают или мастерят транспорт самостоятельно. Кто-то старается и украшает свою коляску, например, фонариками по краю. С таким транспортом можно рассчитывать на длительные прогулки туристов или даже работу на свадьбах. Другие относятся к транспорту халатно. При вечернем свете велика вероятность, что турист не заметит ржавых спиц и порванного сидения. Так зачем же тратить деньги на модернизацию?

Сейчас, когда в городе нет туристов, я вижу, в основном, именно таких велорикш. Пропитанные сигаретным дымом, худые и грязные, целыми днями они дремлют или распивают дешевую водку со своими коллегами, устроившись прямо на обочине.

Интересный факт: летом 2012 года никому неизвестный китайский фермер Чен Гуанминг попал на страницы газет. 57-летний мужчина приехал на Олимпиаду в Лондоне на... велотакси! Выехать пришлось сильно заранее - аж за два года) Но это единственный транспорт, который, по его словам, Чен смог себе позволить.
Отчаянная идея пришла ему в голову после того, как мужчина побывал на предыдущей Олимпиаде в китайской столице. Тогда он приехал в Пекин на велорикше, чтобы подзаработать сборщиком мусора вокруг олимпийского стадиона. Неожиданная награда ждала его: билет на торжественную церемонию закрытия. Это зрелище настолько впечатлило Чен Гуанминга, что мужчина впервые в жизни решился покинуть родную страну.