Найти тему

"Парии славы" (Les Parias de la Gloire), или Француз и немец - братья навек

Как известно, по тому, как отражены в фильмах те или иные моменты, можно многое узнать о внешней политике того периода, когда были сняты эти фильмы. Особо четко это видно по тому, кого кинематографисты назначают на роль врага. В "Маньчжурском кандидате" 1964 года это были русские и китайцы, в "Маньчжурском кандидате" 2004 года - иракцы. Но и по тому, кто показан как друг, тоже можно определить общее направление внешней политики.

Фильм "Парии славы" Анри Декуана вышел в 1964 году и рассказывал об относительно недавних событиях: о войне в Индокитае (1946-1954).

Сюжет таков. У Феррье во время второй мировой на глазах погиб брат. Он видел убийцу: немецкий офицер-танкист. С тех пор Феррье ненавидел немцев. В конце 1946 года от отправляется воевать в Индокитай и оказывается в составе небольшого гарнизона где-то в джунглях. Командир - старший аджюдан Блоски (Ф. Люлли). Через несколько дней рядом с постом терпит крушение гражданский самолет. Его пилот, немец, волей-неволей остается на этом посту, знакомится с солдатами, помогает им, как может. И только один принимает чужака в штыки: Феррье. Но даже аджюдан, у которого семья погибла в концлагере, не понимает его.

Феррье и Блоски (Ф. Люлли).
Феррье и Блоски (Ф. Люлли).

И тут выясняется, что у немца, Людвига Гётца, тоже есть горькие воспоминания о второй мировой. Это Сталинград. Именно тогда Гётц понял, что был неправ, что его путь ведет в бездну, что он несет людям голод, гибель и страдания. Кстати, события времен второй мировой проиллюстрированы кинохроникой, именно поэтому, как я понимаю, и фильм черно-белый. Конец вполне предсказуемый: два бывших врага примирились перед лицом смерти.

Гётц (К. Юргенс) и Феррье (М. Роне).
Гётц (К. Юргенс) и Феррье (М. Роне).

Весь посыл фильма - это идея о том, что война закончена, нужно забыть и простить. В общем, в этом нет ничего удивительного, потому что французы - люди практичные. И даже во второй половине 1940-х спокойно сотрудничали с немцами, в частности ими была укомплектована довольно значительная часть иностранного Легиона. Что интересно, даже те люди, кто пострадал в период оккупации, не видели в этом ничего странного. Так Эли де Сен Марк, несколько лет проведший в Бухенвальде за участие в движении сопротивления, став офицером Иностранного Легиона, на вопрос товарища: "Ты же будешь командовать немцами, среди которых, без сомненья, полно бывших эсесовцев? Как ты будешь сражаться вместе с ними?" ответил: "Это больше не немцы, но легионеры. А для меня они все лишь люди". Что уж говорить о 1960-х, когда Германия была союзницей Франции.

-4

В целом фильм неплохой, хотя его идея мне не близка. Хорошо проработаны характеры и мотивация героев. Они запоминаются, даже солдаты гарнизона имеют довольно яркую индивидуальность: бывший фермер-бретонец, повар, который варит плохой кофе и пр.

Его режиссер, Анри Декуан, - достаточно интересная персона. Чемпион Франции по плаванию, неплохой спортсмен-ватерполист. Во время первой мировой был офицером-зуавом, потом летчиком, закончил ее командиром эскадрильи. Потом стал спортивным журналистом, затем - режиссером. Кстати, он еще и один из мужей Даниэль Дарье, звезды фильма "Мари-Октябрь".

Сценарий написал Роже Дельпей, который сначала воевал в Индокитае, потом был там как военный корреспондент. Он написал несколько книг про войну в Индокитае, в том числе пятитомник "Soldats de la boue". По 4 тому как раз поставлен фильм "Парии славы".

Для особо заинтересовавшихся: фильм на французском, ищите Parias de la gloire.