Почти все художники испытывают неуверенность в себе. Раньше я думала, что это свойственно только тем, кто чему-то не доучился (а можно ли вообще в нашем деле доучиться?), а сложившиеся художники о таком не думают, но пара откровенных разговоров с очень крутыми иллюстраторами меня в этом разубедили: они тоже сомневаются в себе, это совершенно не зависит от уровня.
Евгения Баринова для «Слона в боа» написала отличный текст на близкую многим художникам тему неуверенности в себе, рассматривая возможную причину этого в том, как нас оценивали ещё в школе. Почитайте Женин текст, в нём много аспектов, о которых стоит подумать, а потом возвращайтесь ко мне — я дам конкретный рецепт, что с этим делать.
Когда нас оценивали в школе, то всегда писали количество ошибок (например: не решено два примера). А почему бы не писать и количество правильно решенных задач (например: два примера решены неправильно, а восемь — правильно)? Разница очевидна же? Думаю, что никогда не поздно перейти на второй, более поддерживающий вариант, который и показывает, над чем надо работать, и поощряет достижения. Мы теперь сами себе взрослые и можем себя похвалить.
Мой психолог как-то дал мне отличный совет: «напиши все критерии оценки работы, которые для тебя важны, и оценивай работу с помощью них». Вот мои критерии (у вас могут быть и эти, и совсем другие):
⁃ Работа со смыслами и концепцией, если она нужна
⁃ Интересная композиция
⁃ Ритм тона
⁃ Достоверные детали (даже если нужен очень мультяшный Мадагаскар, гуглить, что там растёт, кто там водится и как всё это выглядит в разных ракурсах)
⁃ Адекватность интонации (что я иллюстрирую? Грубо говоря, страшное, веселое?)
⁃ Аккуратность, если нужна
⁃ Цвет, если нужен
⁃ Реалистичная анатомия, если нужна
⁃ Новаторство
⁃ Создание нового живого мира
⁃ Создание пространства
⁃ Выразительность лиц
⁃ Выразительность рук
⁃ Передача эмоции
⁃ Передача движения
⁃ Форма, ее пластика, пластические ходы
⁃ Силуэты пятен
⁃ Линия, если есть
⁃ Понимание перспективы
⁃ Сознательное нарушение перспективы
⁃ Общее движение многофигурных композиций
⁃ Адекватность использования материала или техники
⁃ Постпродакшен
Раньше мой мозг, цепляясь за один провальный момент, говорил мне «вся твоя работа отстой, и ты тоже». После того, как я начала прогонять работы по пунктам, я стала думать в таком духе: «анатомия фигуры и композиция пока средние, работа с пятном плохая; зато с цветом всё в порядке, лица и руки умею рисовать, создаю миры, рисую достоверные детали». При таком подходе видишь, что, во-первых, не такой уж ты и отстойный художник, есть реально хорошие стороны у работ, а во-вторых, что не менее ценно, видишь, над чем конкретно работать дальше.
Прошёл почти год и я понимаю, что этот совет сильно изменил мою практику: я вижу, что с моими работами не так, но уже не концентрируюсь только на неудачах. Я действительно стала увереннее как художник.
Напоследок всех обниму:
Если вы рисуете давно, то не может такого быть, чтобы у вас было плохо всё, а если же вы начинающий художник, то вы имеете полное право постоянно лажать — а как ещё учиться-то?
Ну и ещё раз обниму:
Призываю вас относиться к себе так, как к другу: вы бы друга наверняка за каждую ерунду не ругали; говорили бы и про минусы, и про плюсы.