Начну с двух важных моментов.
Во-первых, на войне может произойти всё, что угодно и даже самое невероятное, но нарушение законов физики и других точных наук не зафиксировано ни разу.
Во-вторых, в этой статье речь пойдёт о конкретном экипаже самолёта, который сражался героически и погиб в бою. Моя статья ни в коей мере не должна бросать тень на этих героических людей, которые едва ли имеют отношение к случаю, который хочется разобрать.
И разобрать его хочется не для того, чтобы что-то высказать в адрес авторов этой истории, а просто подобные умственные упражнения полезны получением новых знаний.
Итак, в Интернете можно найти вот такую историю:
Вражеский летчик заметил, что у нашего самолета кончились боеприпасы, и жестами показывал, чтобы самолет летел за ним, причем двумя пальцами показывал, что у экипажа есть две минуты на размышление. Решение одно: не сдаваться! Командир бомбардировщика Григорьев сделал вид, что направил самолет за вражеским истребителем, бдительность немецкого летчика ослабла. Квачев услышал команду: «Возьми гранату и через верхний люк брось, когда приблизится!» Все было сделано, как приказал командир».
Стрелок-радист кинул гранату, она разорвалась в воздухе, взрывной волной так повредило немецкий истребитель, что тот свалился в штопор и понесся к земле.
Автор этого рассказа ссылается на описание этого случае в книге Маршала Советского Союза Степана Красовского «Жизнь в авиации». Но там рассказывается лишь о том, что экипаж бомбардировщика Пе-2 в составе лейтенант Н. А. Григорьев, штурман старший лейтенант А. П. Аученков и стрелок-радист старшина А. А. Квачев вылетел на бомбежку. Самолёт был подбит, но отбиваясь от немецких истребителей сумел дотянуть до аэродрома. После приземления на нём насчитали 90 пробоин. Ни про какие гранаты нет ни слова.
Вопрос, который сразу возник: а что, у нас разве экипажи бомбардировщиков вооружают ручными гранатами? Я про это ни разу не слышал и нигде подобных фактов не нашёл.
Так же очень интересно, какой верхний люк предполагалось открыть? Про то, как работает стрелок-радист «пешки» (то есть бомбардировщика Пе-2) у нас хорошо известно всем по замечательному фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика». Там стрелком-радистов был герой Олега Даля. И, кстати, эпизод с принудительной посадкой нашего самолёта там тоже показан.
Так вот у «пешки» нет никакого верхнего люка от слова вообще.
В ходе войны в 1943 году была разработана новая версия ФЗ (фронтовое задание) в которой у стрелка-радиста была экран-башенка с турелью. Но этот вариант самолёта не пошёл в серию.
Но это всё детали, которые можно списать на неграмотность автора рассказа, который (или которая) решил его приукрасить совершенно лишними подробностями.
Теперь давайте внимательно разберём ситуацию, с учётом того, что нам предложили.
Итак, немецкий истребитель, решив, что у нашего бомбардировщика нечем отстреливаться, собирается направить его на свой аэродром. Для этого он заходит сбоку, сзади и чуть ниже. Так ему удобнее контролировать наш самолёт, и он находится при этом в наиболее безопасной зоне. Дистанция не ближе полсотни метров, ближе просто уже опасно по соображениям аэродинамики, да и вообще приближаться опасно. Надо понимать, что любой гадости от наших пилотов немецкий лётчик вполне справедливо ожидает в любой момент. Конечно, про гранату ему и в голову не могло бы прийти, но при малейшем шевелении в свою сторону пулемёта он точно сразу уйдёт в сторону. Так же немец можем опасаться и тарана, или хотя бы сваливания в штопор от попадания в струю винтов нашего самолёта. Так что приближаться ему резона нет.
В этой ситуации, как нам сообщают, стрелок-радист высовывается из своей кабины и кидает гранату.
Что имеем. С одной стороны, так как оба самолёта летят с одной скоростью, то они друг относительно друга неподвижны, поэтому вроде граната должна полететь в сторону вражеского самолёта. Но это лишь в безвоздушном пространстве. А в нашем случае есть такая штука как аэродинамика. И то, что автору рассказа казалось мелочами, в аэродинамике имеет огромное значение.
Отвлекусь и приведу пример. Когда прибывшие в СССР по Ленд-лизу американские транспортники, известные у нас как «Дугласы», они же потом Ли-2, перекрашивали нашей краской, то не помню сколько, но довольно приличный процент скорости они из-за этого теряли. И краска другая, и красили некачественно. Всё-таки работали женщины, дети и старики, которые и недосыпали, и недоедали.
Так вот, граната, с точки зрения аэродинамики, это уже предмет, совершенно с другими свойствами, чем летательный аппарат. А потому, полетит она не так, как это было бы в обычной обстановке, а совсем непредсказуемо. Но и это не столь важно.
Важно, что в предлагаемой ситуации, любой брошенный предмет попадает в воздушную струю позади самолёта, особенно «повезёт» если в струю воздушных винтов. И хотя граната, вроде бы, будет продолжать свой полёт, в полном соответствии с законами аэродинамики, она через пару мгновений окажется очень далеко от обоих самолётов.
Впрочем, едва ли она и в любом другом случае граната куда-то попадёт, поскольку метнуть её можно метров на 30-40, а по авиационным меркам такое расстояние между самолётами (да ещё в описываемой ситуации) едва возможно. Да и немецкий пилот, увидевший нашего стрелка, высунувшегося из кабины и что-то кидающего, если не обалдеет от изумления, точно успеет отвернуть свою машину в сторону и мгновенно окажется в сотнях метров.
Как мне кажется, по поводу этой истории с гранатой, слишком много вопросов, на которые нет ни каких разумных версий ответов, что её сложно считать реальной.
Рекомендую вам мою статью: