(Деяния 1—7)
I. ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ (Деян. 1, 2)
1. Ядро церкви; десять дней ожидания
Число учеников, живших или оставшихся в Иерусалиме после вознесения, составляло сто двадцать человек. Включая тех, что были в Галилее, это число достигало, по меньшей мере, пятисот (1 Кор. 15:6). Сто двадцать пребывали в молитвах и ежедневном ожидании обещанного Духа. В дни ожидания, по предложению Петра, вакансия, образовавшаяся среди апостолов в связи с самоубийством Иуды, была заполнена избранием Матфия, при этом главным качеством, которое требовалось от апостола, считалось личное знакомство со Христом и свидетельство Его воскресения (Деян. 1:21, 22; 1 Кор. 9:1).
2. Крещение Святым Духом
а) Время и сопутствующие явления. Христос страдал на Пасху, Дух же пришел пятьдесят дней спустя, на Пятидесятницу - второй из больших праздников. Его приход сопровождали явления, воздействовавшие на зрение и слух, - шум как бы от несущегося сильного ветра, хотя и не ветер, и как бы огненные языки, но не пламя.
б) Его воздействие на учеников. Его воздействие на Двенадцать было мгновенным, мощным и преобразующим: “И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать”. Но сверхъестественная проницательность и сила не были единственным следствием воздействия. Они преобразились нравственно. Отныне не было среди них плотских представлений о царстве и недостойной борьбы за главные посты в нем.
в) Его свидетельство. Иисус связал приход Утешителя со Своим возвращением к Отцу (Ин. 15:26, 27; 16:7; ср. 7:39; Деян. 2:33). Пятидесятница явилась небесным ответом на земное отвержение своего Господа, публичным извещением о том, что терновый венец был заменен на венец славы, венчающим доказательством греха народа и мессианства Иисуса.
г) Воздействие на народ. Дивящимся тысячам людей, немедленно собравшимся вокруг апостолов, крещение Духом явилось убедительной, обращающей ко Христу силой; конечно, происходило это не впрямую, а через Евангелие, услышанное из уст Петра, но весьма действенно.
3. Проповедь Петра; ее результаты
Оратор - Петр, его слушатели - иудеи, родившиеся в самых разных землях. После вступления, предназначенного для того, чтобы снять предубеждение, он продолжает речь, утверждая, что Иисус и есть Христос, доказательством чему служат: (1) Его дела, всем хорошо известные; (2) Его смерть, которая была Божьим замыслом, неосознанно исполненным беззаконными людьми; (3) Его воскресение, предсказанное пророками и подтвержденное апостолами; (4) Его пребывание по правую руку от Отца, предсказанное пророками и подтвержденное чудом в день Пятидесятницы.
Результатами были: (1) глубокое убеждение (“они умилились сердцем”); (2) ясно выраженный вопрос (“Что нам делать”?); (3) простой ответ (“Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа”); (4) немедленное послушание (“Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч”); (5) непоколебимое постоянство в вере (“И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах”). Пятидесятницу можно считать “днем рождения церкви”.
II. РОСТ ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ (Деян. 3—7)
1. Первое иудейское гонение
Вскоре после Пятидесятницы Петр и Иоанн исцелили хромого у ворот храма. Большая толпа, собравшаяся вокруг, дала Петру возможность продолжить работу, начатую в день Пятидесятницы. Его речь была прервана саддукеями, для которых проповедь о воскресении была особенно нестерпимой; оба апостола были заключены в тюрьму. Однако, результатом речи Петра было возрастание числа учеников до пяти тысяч. На следующий день Петр и Иоанн предстали перед синедрионом, который, в основном, состоял из саддукеев, и их стали расспрашивать, какой силой они сотворили чудо. Они смело признались, что сделано это было силою Иисуса, и не менее смело заявили судьям, что ни в ком ином спасения нет. Власти не могли отрицать чуда и, удовольствовавшись угрозами, отпустили апостолов.
2. Опасности изнутри; Анания и Сапфира
Иерусалимская церковь дает нам пример христианской коммуны (Деян. 2:44, 45; 4:34-37). Делалось это не по принуждению (Деян. 5:3, 4), а совершенно добровольно. Это не было ни всеобщим, ни постоянным, по своей форме принадлежало одной только церкви в Иерусалиме, хотя по духу характеризовало всю апостольскую церковь в целом. Анания и Сапфира передали часть своей собственности апостолам, но они были движимы пагубным побуждением. Быстрое разоблачение их Петром и последовавшая внезапная смерть у его ног преисполнили всю церковь благоговейным ужасом. Этот эпизод стоит на пороге появления нового общества, а также служит напоминанием и предостережением против нереальности в религии. Примечателен тот факт, что первая смерть среди Двенадцати постигла предателя и самоубийцу, а в апостольской среде она постигла лицемеров и лжецов.
3. Второе иудейское гонение
Следствием суда над Ананией и Сапфирой, как и следствием праведной дисциплины вообще, явилось повышение силы Евангелия. Синедрион, обеспокоенный и негодующий, бросил апостолов в тюрьму. Но у Бога имелась еще работа для них, и Его ангел открыл дверь темницы и отослал их назад в храм проповедовать Евангелие. Озадаченные их таинственным исчезновением, правители поставили их перед своим советом. Апостолы заявили, что их цель - слушаться Бога, а не людей, и синедрион удержался от насильственных мер только по совету Гамалиила: “Если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его”. Гамалиил был фарисеем, учителем Павла (Деян. 22:3). Фарисеи, по-видимому, не принимали активного участия в этих первых гонениях.
4. Первое разделение труда
Церковь быстро становилась многонациональной. У пестрой аудитории Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2:8-11) вскоре появились свои представители в церкви. Люди иудейской крови, родившиеся вне Палестины, назывались эллинистами или “греческими иудеями”. Они часто упоминаются в Деяниях в противоположность “евреям”, или палестинским иудеям. Ревность, возникшая между этими двумя группами, послужила поводом к первому разделению труда. Структура церкви претерпевала постепенные изменения. Вначале все посты в церкви занимали апостолы. Чтобы успокоить ревность, выросшую на фоне ежедневного распределения пищи, община, по рекомендации апостолов, избрала семерых, всех с греческими именами, чтобы они занимались этим делом. Так появилась должность дьякона. Благодаря этому апостолы смогли полностью отдаться молитвам и проповеди Слова. Хорошим следствием этого явились еще большие победы в деле распространения евангелия, когда даже многие священники покорились вере.
5. Первый христианский мученик (6:8—7:60)
Церковь делала лучшее, даже когда сама не вполне понимала это. Стефан, один из семи дьяконов, начал “пещись о столах” для вдовиц из эллинистов; это произошло незадолго до того, как он начал “преломлять хлеб жизни” в эллинистических синагогах.
До этого момента ученики считались, даже самими иудеями, некой особой иудейской сектой. Четких мыслей насчет того, чтобы начать работу также и среди язычников, еще не существовало. Но Стефан, по-видимому, начал задумываться об отмене иудаизма. Это задело за живое всех иудеев. Эллинисты, потерпевшие поражение в споре, прибегли к гонению. И одновременно активизировались фарисеи. При втором гонении Гамалиил, фарисей, выступает защитником Петра, при третьем - его ученик, Павел, показан преследователем Стефана. И так получилось, что Стефан, обладавший самым прогрессивным духом в Иерусалимской церкви, стал первым христианским мучеником. В духе своего Учителя он умирает с молитвой: “Господи! не вмени им греха сего”. Церковь потеряла Стефана, но вскоре приобрела Павла, и мы можем сказать вместе со св. Августином: «Если бы Стефан не молился, то у церкви не было бы Павла».