«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!». М. Булгаков.
Не пугайтесь! Сегодняшний текст будет не страшным. Он, как всегда, будет философским. Что нам ещё остаётся в рамках такой жизненной темы как смерть? Только философствовать.
Начну с наглости. Точнее со смелости (да простит меня любимый автор!). Давно хотела дополнить бессмертную цитату. И пусть все, кто слишком серьёзно относятся к смерти и внутренне противятся ей, воспримут то, что неизбежно. В свой срок, предначертанный судьбой. Итак: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!». «Причём внезапно – не всегда плохо. Скорее плохо для тех, кто пока жив…».
Много высказываний, помогающих постичь феномен смерти и отношения к ней, сформулировали люди, пытаясь смириться с неизбежным. Именно смириться и спокойно двигаться навстречу. Неспеша. А внезапность, о которой говорит Булгаков, может быть даже предпочтительнее. Некоторые даже ищут её. Николай Гумилёв писал об этом в стихотворении «Я и Вы»:
«…И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!».
Неповторимая Фанни Ардан сказала в своё время о женском восприятии: «Бессмысленно бояться неизбежного. Вот я и не боюсь. Старость, конечно, похожа на вынесение смертного приговора. Тут уж ничего не поделаешь. Но до своего эшафота я хочу дойти бодрой походкой, с улыбкой и бокалом вина в руке. А не плестись, увиливая и прикидываясь кем-то другим». Замечательные слова настоящей женщины – истинной француженки!
Смерть – это часть жизни. И для того, кто умер и для того, кто ещё жив. Именно об этом писал ливанский и американский философ Халиль Джебран: «Вы хотели бы узнать секрет смерти. Но как вы найдете его, если не будете искать его в сердце жизни? ... Если вы действительно хотите узнать дух смерти, откройте широко ваше сердце для тела жизни. Потому что жизнь и смерть - одно целое, так же как одним целым являются река и море. ...
Ваш страх перед смертью — это только дрожь пастуха, стоящего пред своим королём, чья рука готова отметить его почётом. Разве пастух не рад, хоть и дрожит, что сам король отметит его? И всё же разве не думает он больше всего о дрожи своей?».